Я смотрю на происходящее в информационном поле США, Европы и России и по привычке начинаю искать глубокий смысл. Мне хочется увидеть сложные процессы, которые мог бы описать Фуко, сложную семантику мира, создание новых, ярких смыслов. И каждый раз копнув чуть глубже я натыкаюсь на дно. Тупое, однобокое дно из чугуна с грубо отлитыми буквами "Because Feelings". Поверх этого дна плавает мутная жижа из мелких суждений, обвинений, примитивных, как никогда стереотипов.
Практически вся публичная политика США, какой она видна в СМИ скатилась в сплошной поток эмоций. Вялый консерватизм состарившихся шестидесятников, смешанный с довольно пещерными аргументами Pro Life, чванливое потрясание оружием от лица NRA. Либеральная истерия левых, поток расовых и культурных стереотипов, под стать фермерской глубинке времен Джима Кроу, только наоборот. Я потыкал туда палочкой. "[цвет кожи] вы выродки, вы должны [покинуть бренный мир], вы мутанты, генетические отбросы, расисты, твари" - примерная выдержка из потока эмоций с той стороны.
Европа - тоже про чувства. Жалость, сострадание, принятие. Политика чувств, а не действий, эмоций, а не программ. Забавны попытки экспорта повестки BLM в Англию и Францию, причем - с тем же дизайном футболок и плакатов. Вишенка на торте - изуродованная статуя Цезаря в Брюсселе. Хотя, сам виноват, нечего там стоять. Завершу пассаж шуткой про "задний двор" сами знаете кого. Как говорил ВВП, послевоенный мир, старые традиции.
Политическая повестка становится эмоциональной и в СНГ. Кружевные трусики и в ЕС. Ждем перемен. Конструктивная повестка если и есть, то она либо состоит в том, чтобы делать ровно то же самое с мелкими правками в микроменеджменте (Европа, США) либо в том чтобы не делать ничего.
Быть может, это и есть переход от демократии к диктатуре? Экономика эмоций требует не конкретных действий и распределения ответственности, а манипулирования информационными потоками. Возможно, есть в этом хаосе ручеек, из которого возникнет новое философское течение, более глубокое и сложное понимание мира и нового информационного общества, но сейчас бал правит именно управление массовыми истериками.
Ключевой вопрос: делает ли цифровизация сознание свободным. Какова роль социальных сетей в подогревании массовых истерий? Могут ли такие простые инструменты как ранжирование поисковой выдачи в угоду политическому курсу быть первыми ласточками нового брэнда тоталитаризма?