Найти в Дзене
ScienceMe

Маньеризм: между Возрождением и барокко

Какое место маньеризм занимает в искусстве? Каковы его черты? И как отличить его от искусства эпохи Возрождения? Ниже мы попытаемся ответить на эти вопросы.

Маньеризм – стиль художественного и архитектурного искусства, зародившийся в первой половине XVI века. Ключевым аспектом этого стиля является то, что он олицетворяет собой воображаемый мостик от предшествующего ему искусства эпохи Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело) к причудливому и броскому барокко (Караваджо, Аннибале Карраччи, Рубенс, Рембрандт, Бернини).

В эпоху Возрождения художники и скульпторы вновь вернулись к идеалам античности, из чего следовало их стремление к созданию совершенных, точных и гармоничных произведений, изображавших идеальный мир человеческой природы. Маньеризм, возникший на смену Высокому Возрождению, в некотором смысле гиперболизировал принципы и идеалы Возрождения. Для маньеризма была характерна тенденция к увеличению искусственности и уменьшению значения натуралистичности.

Франческо Пармиджанино. Мадонна с длинной шеей.                                                                        1534—1540. Уффици, Флоренция.
Франческо Пармиджанино. Мадонна с длинной шеей. 1534—1540. Уффици, Флоренция.

Таким образом, можно выделить такие характерные черты этого стиля, как эмоциональность, преувеличение, выражавшееся в отходе от привычных реалистичных пропорций человеческих тел и создание фигур с неправдоподобными, удлиненными конечностями и в необычных позах, в которых они изображались. Также характерными способами, которыми пользовались маньеристы в процессе создания своих работ, были использование эффектов масштаба, интерес к украшениям, узорам, сложным орнаментам, одним словом, к изобилию декоративных элементов, а также отказ от натуралистичных цветов, к которым прибегали художники Высокого Возрождения, в пользу искусственных, ярких, порой кричащих и потому не вполне реалистичных оттенков. Неотъемлемой частью содержания маньеристских произведений являлась, в том числе, творческая виртуозность художников и скульпторов, воплощавшаяся в множественности технических приемов.

Среди художников, формировавшихся под влиянием Высокого Возрождения можно выделить Якопо да Понтормо, Россо Фьорентино, Пармиджанино, Джулио Романо и других, чей художественных стиль в дальнейшем распознавался как своеобразная реакция на Высокое Возрождение или как его преувеличенное продолжение.

Якопо Понтормо. Встреча Марии и Елизаветы. 1528–29.                                                        Церковь Сан-Микеле, Карминьяно.
Якопо Понтормо. Встреча Марии и Елизаветы. 1528–29. Церковь Сан-Микеле, Карминьяно.

«Бразды правления» у маньеризма принимает художественный стиль барокко, в котором живописное творчество маньеристов достигает своего апогея, выражавшегося в стремлении художников запутать взаимодействия между иллюзией и реальностью.

И все-таки, хотя «продукты» эпохи маньеризма, по мнению некоторых исследователей, не пользуются таким же уважением и полноценным признанием, как работы эпохи Возрождения, тем не менее созданная этим стилем особенная эстетика продолжает очаровывать искушенных зрителей, делая его настоящим сокровищем, скрытым в пестром и многогранном полотне мировой истории искусства.

Об этом стиле, а также о важнейших и знаменательных эпохах в истории искусства, расскажет искусствовед Елена Гусева в онлайн-школе ScienceMe на курсе «Как научиться понимать картины: от Леонардо до Ван Гога».

До 30 сентября по промокоду ZENSCIENCE на курс действует скидка 20% !

А 5 сентября в субботу в 12:00 состоится бесплатный вебинары Елены "Как смотреть портреты Возрождения". Присоединяйтесь по ссылке!

-3
Елена Гусева — искусствовед, проживающий в Риме, гид. Елена закончила отделение истории искусств исторического факультета МГУ, стажировалась в Humboldt-Universität, в 2006 у.е.хала в Италию по гранту, где занималась изучением итало-испанских связей в искусстве конца XV века. Работала в Музеях Ватикана, сотрудничала с аукционным домом Bertolami, является консультантом исследовательского института Centre d“Art d”Època Moderna.