АУДИТОР ВСЕГДА ПРАВ!
Я думаю, что процентов 80 бухгалтеров от этой фразы всколыхнуло праведным гневом…
И это совершенно справедливо!
На это есть следующие причины.
1. Человеческий фактор никто не отменял.
2. Абсолютно всё знает НИКТО.
3. Недостаточное раскрытие информации.
Часто встречаются ситуации, когда при выявлении недостатков в учете организация ссылается на то, что «так делать сказал предыдущий аудитор». На мой вопрос: «А чем было подкреплено мнение предыдущего аудитора?», ответ иногда бухгалтер не знает.
И это печально, потому что: смотри два пункта указанных выше.
Что бы я порекомендовала в этой ситуации.
1. Опираться только на письменные консультации с обоснованием позиции и нормами законодательства с ссылками на пункты и статьи законов, постановлений, кодексов и т.д.
Это касается консультаций любых специалистов (юристов, налоговых консультантов, аудиторов, бухгалтеров и т.д.).
2. Давайте максимально полную информацию по спорному вопросу и обосновывайте свою позицию. Возможны ситуации, когда у аудитора (специалиста) не достаточно информации для формирования правильного мнения (например, не предоставлено заключение специалиста о состоянии актива или приказ руководителя о намерениях и т.д.). Могут потребоваться письменные разъяснения от организации.
3. Не стесняйтесь обсуждать вопросы, возникающие в связи с выявленными нарушениями. В идеале необходимо понимать (читай «быть согласным»), что нарушено. Если вы до конца не разобрались с этим вопросом, просите аудитора (или другого специалиста) объяснить то, что не понятно.
И помните, что у аудитора нет задачи «наказать» за неправильный учет, как, например, у налоговых органов, которые выписывают штрафы. Намного приятнее подсказать, что исправить, и дать хорошее заключение. Более того, иногда аудиторы помогают бухгалтерам отстоять свою позицию перед налоговыми органами.