Имидж – это целенаправленно формируемый образ, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо с целью популяризации, рекламы или обретения устойчивого признания.
Американский экономист Кеннет Боулдинг в 60-х годах XX века ввел в деловой оборот понятие «имидж» и обосновал его полезность для делового преуспевания. Затем имидж был взят на вооружение зарождающейся политологией, специалисты увидели в нем важное направление своей работы. Выделяют следующие классификации и виды имиджа:
1. По степени эмоциональной окраски:
- позитивный
- негативный
2. По целенаправленности:
- искусственный
- стихийный
3. По содержанию:
- индивидуальный (личностный)
- корпоративный (имидж компании, предприятия, учреждения, политической партии, общественной организации, страны, нации, государства)
- групповой (этническая или социальная группа)
- предметный
4. По соответствию:
- конъюнктурный (ориентируется на ожидания окружающей среды)
- органичный (ориентирован на самоощущение)
- сбалансированный (среднее между первыми двумя)
5. По степени рационального восприятия:
- когнитивный
- эмоциональный
6. По назначению:
- самовозвращающийся (улучшение самооценки)
- самоутверждающий (повышение социального статуса)
- целевой (достижение конкретных коммерческих и профессиональных целей)
7. По способу передачи информационных сообщений:
- средовой
- габитарный (внешность)
- овеществленный
- вербальный
- кинетический
Что дает имидж?
1. Функция «идентификации» (позиционирования) предполагает не только получение первичных данных об объекте, но и распознание отличительных признаков.
2. Функция «противопоставления» подразумевает подготовку благоприятного впечатления об образе заранее.
С чем часто путают имидж?
- репутация
- стереотип
- бренд
Репутация – это приобретенная каким-либо объектом общественная оценка; создавшееся общее мнение о качествах, достоинствах. Репутация создаётся годами, но ее легко сломать негативом.
Стереотип – это обобщённое представление похожих объектов, сокращающих набор отличительных черт и образующий схематизированный образ, упрощающий их восприятие, понимание и оценку.
Бренд – это совокупность имиджа, мифа (истории), эмоции, представлений и ассоциаций по отношению к человеку, а также тиражируемость.
В отличие от них:
- Имидж выделяет конкретное явление, пытается извлечь впечатление отличия себя от других, содержит индивидуальные характеристики.
- Имидж пластичен и корректируется в зависимости от изменяющейся ситуации.
Основные проблемы в управлении имиджем:
1. Быстрая изменчивость или капризность. В политической деятельности немало случаев, когда буквально за одну ночь (например, в результате теледебатов, проведенных чуть более, чем за сутки до выборов) мнение о кандидате менялось на противоположное.
2. Имидж тесно связан с репутацией и имеет огромное влияние, как позитивное, так и негативное.
3. У разных общественных групп может складываться порой и разное мнение о компании. Всегда нужно искать баланс, чтобы не создавать крайностей.
4. Стихийность. Когда компания только выходит на рынок, часто бывает так, что просто нет лишних денег на сглаживание острых углов, и поэтому о ней складываются самые противоположные мнения.
Как управлять имиджем?
1. Позиционирование
Позиционирование можно представить себе, как поиск в объекте тех характеристик, в которых наиболее заинтересован потребитель. Именно потребитель, потому что его интересуют преимущества объекта для него самого, а не для кого-то другого.
2. Мифологизация.
Создание вокруг компании истории. Кто из нас не знает, почему компания Apple была названа в честь яблока, или какую газировку выбрало поколение Y?
Эффективная мифологизация не столько задает новые сообщения, сколько апеллирует к уже имеющимся в нашем сознании представлениям. Она является подстройкой под уже имеющийся в массовом сознании миф.
3. Эмоционализация
В построении имиджа крайне важно правильное соотношение рациональных и эмоциональных составляющих воздействия.
4. Визуализация
Цветовая гамма, место съемок рекламы, пол, возраст и раса актеров – все это должно напрямую ассоциироваться с вашим брендом, дополнять его.
5. Сценарный подход (формирование «событийного ряда»)
Когда имеются отчетливые представления об «идеальном образе» компании-лидера, можно приступать к написанию сценария ее «раскрутки», продвижения, то есть обоснованию конкретных действий, акций и высказываний представителей компании.
Надеемся, эта статья была для вас полезной! Если да, не забудьте поставить лайк 😉