Родители мои не были ни атеистами, ни верующими. А вот бабушка 1913 года рождения и предки отца были людьми верующими, воцерковленными, при этом конфликтов у нас не было. Я был воспитан в уважении к вере, как составной части уважения к человеку в принципе. Кроме того, я из разговоров с родителями, я вынес уважение к роли церкви, как патриот своей Родины. Сразу кажу, что мне не читали лекций и нотаций, просто обсуждая что-то из прочитанных книг, истории, фильмов я видел и чувствовал их уважение к вере и церкви. При чем не только Православной. Уже лет в 16 я прямо спросил отца, офицера-подводника, сына офицера и внука, верит ли он. Тогда не входу было понятие "воцерковленный", и отец ответил, что ему трудно оценить свои чувства, скорее нет, но "говорят, кто в море не ходил, тот Богу не молился, а с 19 лет на подлодке служу с перерывом на училище подплава , и осознание того, что кто-то далеко точно помолится за тебя простыми словами душу согревает". Конечно крестить меня в то время было без последствий для отца практически невозможно. Тайну моего крещения бабушка унесла с собой. Те, кто её знал уверены, что она крестила меня сама и наверняка нашла возможность сделать это когда возила меня, трехлетнего на свою Родину, в деревню. Веру мне не навязывали, просто привили уважение к ней вместе с уважением к своей стране и её истории, любви к её красоте и проявлений её в искусстве. Яне могу назвать себя воцерковленным, но я точно православный. В любом храме РПЦ я чувствую себя своим. Конечно, не могу не видеть и не думать о том, что происходит в жизни РПЦ. Но вот, чем отличается мой взгляд от иных. Для меня церковь не просто формальная общественная организация граждан. Церковь, как вера, вне времени. Это живой организм объединяющий тех, кто был, есть и будет. Смешны критики перед величием её истории в которой было всё и еще многое будет. Церковь не для праведников создана, а для грешников. Если вам не нравится клир прихода, поищите проблему в себе, не получается - найдите другой, если поиск не помогает - проблема в вас. Но праведников и святых вокруг на земле никогда не будет, и заслужите ли вы место среди них в будущем, тоже неизвестно. У меня нет проблем, с тем, что сказать, чтобы не оскорбить чувства верующих. Это пустые слова. Если не хочешь оскорбить, то и не сделаешь этого, не знаешь, как казать - промолчишь. Да и что говорить, если ты не считаешь себя членом церкви. Многие пытались понять суть именно Русской Православной церкви, осмыслить её путь. В советской школе мы знали только о её государствообразующей функции, а потом больше изучали церковь западную. Для человека постороннего разницы нет, для православного - два разных мира. И это не хорошо и не плохо - это так. Это данность. Запад отошел от Христа пойдя по земному, рациональному пути духовности. Приведу удивительно точные по моим ощущениям стихи человека от которого было трудно ожидать такого осмысления пути русского православия.
Александр Городницкий ( https://gorodnitsky.com)
"Русская церковь"
Не от стен Вифлеемского хлева
Начинается этот ручей,
А от братьев Бориса и Глеба,
Что погибли, не вынув мечей.
В землю скудную вросшая цепко,
Только духом единым сильна,
Страстотерпием Русская церковь
Отличалась во все времена.
Не кичились седые прелаты
Ватиканскою пышностью зал.
На коленях стальных император
Перед ними в слезах не стоял.
Не блестел золотыми дарами
Деревенский скупой аналой.
Пахло дымом в бревенчатом храме
И прозрачной сосновой смолой.
И младенец смотрел из купели
На печальные лики святых.
От татар и от турок терпели,
Только более всех — от своих.
И в таёжном скиту нелюдимом,
Веру старую в сердце храня,
Возносились к Всевышнему с дымом,
Два перста протянув из огня.
А ручей, набухающий кровью,
Всё бежит от черты до черты,
А Россия ломает и строит,
И с соборов срывает кресты.
И летят над лесами густыми
От днепровских степей до Оби,
Голоса вопиющих в пустыне:
"Не убий, не убий, не убий!"
Не с того ли на досках суровых
Всё пылает с тех памятных лет
Свет пожара и пролитой крови,
Этот алый пронзительный свет?
Я принимаю календарь РПЦ, мне нравится то, что сохраняется церковнославянский язык. Он понятен интуитивно, красив и в то же время дает настрой на общение с собой, Богом, вечностью, ограждает от суеты, дает покой душе. Я привожу стихи поэта, большого ученого, любителя истории потому, что они удивительно созвучны моим ощущениям, которые я уже имел к тому моменту. как познакомился с этим пластом творчества Александра Моисеевича.
"Русская словесность"
Святой угодник Мирликийский
Со свитком в высохшей руке.
Исток словесности российской
В церковном древнем языке.
Духовный, греческо-славянский,
Его надежда и оплот,
Неповоротливый и вязкий,
Как в сотах затвердевший мёд.
Не куртуазные баллады,
Не серенады струнный звон,
А тусклый свет и едкий ладан,
И Богу истовый поклон.
В неё вложила голос веский
Небес торжественная синь.
Язык церковный здесь и светский
Не разводила врозь латынь.
Из бывших риз её знамена.
Есть в музыке её речей
Суровость Ветхого канона
И жар оплавленных свечей.
Не лёгкость музы, что незримо
Определяет лад стихов,
А покаяние и схима,
И искупление грехов.
Не современные манеры,
Газетный шумный разнобой,
А правота жестокой веры,
Враждебность к ереси любой.
Вот те ценности, которые дает русскому православие, даже как философское осмысление бытия. Не понимая православия трудно понять русскую культуру, искусство, образ мыслей. Я думаю, что и русский человек ровно на столько , на сколько он понимает Православие. Вот потому я отделяю суету от вечности. Верующий искренне не значит праведник. Батюшка на "Мерседесе" в гордыне, сребролюбии и прелести для меня такой же грешник, как многие, как и я. Можно быть таким внутренне даже если внешне ты "аскет и праведник". Ведь и аскетизм бывает проявлением гордыни. Есть много внешних проблем, а они проявление внутренних. Это плохо, это надо исправлять, это промах церковного начальства, но само православие в том, что мы понимаем ненормальность этого и грехи других (хоть и епископа или Патриарха) никак не увеличивают и не умаляют моих собственных. Проявляя внешнее уважение к любому священнику я проявляю уважение к его сану, судьбе клирика быть особо судимым Богом, к Православию. Эту тему можно продолжать бесконечно. У каждого свое понимание веры, свои цели, свои пути.