Найти тему
ЖИЗНЬ И ДЕТИ

МИР КРАСОТЫ - ДЕТЯМ

Какими должны быть первые книги малыша – ребенка одного, двух, трех лет? По-нашему глубокому убеждению первые книги в этом возрасте должны быть САМЫМИ КРАСИВЫМИ, они должны нести детям настоящую, не игрушечную КРАСОТУ, которую мы видим в большом искусстве и природе. Первые книжки оказывают на ребенка большое влияние. Как известно, в первые годы жизни ребенок особенно восприимчив и впечатлителен, многое увиденное им в эти годы остается в памяти и в душе на всю жизнь. Все первое всегда особенно запоминается и поэтому первые книги должны нести в себе красоту, добро и правду. Они должны быть своего рода камертоном, дающим ноту для настройки на все доброе и прекрасное.

-2

Давая ребенку лишь книжки с упрощенными картинками и ограниченным кругом тем, которых сейчас очень много, мы заведомо ограничиваем то, что природа дала каждому от рождения – возможность на что-то большее, чем кто-то когда-то определил. Не будем ограничивать и принижать ребенка, считая, что он мало еще что понимает, видит, ощущает. Это неправда! Опыт многих десятилетий работы с самыми маленькими детьми, которым мы всегда давали настоящие вещи, настоящее искусство, настоящую классическую и народную музыку показал: дети все чувствуют, воспринимают, замечают и запоминают! Настоящее и прекрасное воспитывает настоящее и прекрасное в человеке, пробуждает лучшие чувства, формирует лучшие мысли!

-3

Серия книжечек «Мир красоты – детям» в первую очередь адресована детям первых трех лет жизни. В этих книжечках важен не текст (его там нет), а зрительный образ – то, что «войдет в глаза» ребенка, а через них в душу и запомнится на долго. Восприятие ребенка этого возраста в первую очередь зрительное и вначале важно чувственное ВОСХИЩЕНИЕ красотой, а потом, лишь с возрастом информация. Для ребенка этого возраста совершенно не имеет значения, кто написал ту или иную картину, как называется то или иное растение или животное, важна их КРАСОТА. Она на первом месте! Если ребенок не удивится, не восхитится красотой явления, вещи, произведения, то никакая информация об этом, сколько бы ее ни было, ни даст уму и сердцу нужной пищи, не станет тем особым питанием, необходимым для восПИТАНИЯ Человека. И, конечно, огромное значение имеет отношение взрослого к тому, что они с ребенком видят в книге, его, взрослого, чувства, небезразличие. Через них многое передается ребенку, пробуждается его восприимчивость, внимание. Без внимания не может быть восприятия, а без восприятия не возникнет чувство красоты, которое всегда связано с радостью, сердечными тонкими ощущениями. Пусть чаще взрослый обращает внимание ребенка на красоту, красивое в жизни и чаще произносит призывное – «смотри!».

Со временем, по мере взросления ребенка, книги будут меняться, в них будут появляться слова, предложения, тексты.

Цель серии «Мир красоты – детям» – воспитание красотой.

Мы сделали эти книги небольшими, чтобы маленький ребенок мог легко их брать в руки, рассматривать и даже играть с ними. Поначалу кто-то из родителей должен обязательно рассматривать книги вместе с ребенком, обращать его внимание на красоту изображенного в них, стараться понять и говорить, почему это красиво, спрашивать ребенка, что ему понравилось, замечать, какая из книжек или страница привлекла больше внимания. Со временем возможно, что ребенок будет сам брать книжки и их рассматривать, раскладывать на полу, на столе, как-то по-своему с ними играть.

-4

Для аккуратного хранения книжек и для того, чтобы они были легко доступны для ребенка, можно приобрести специальную переносную полку-подставку для книг. В нее ребенок будет учиться убирать книжки, бережно к ним относиться, у книжек будет свой «домик».

В серии «Мир красоты – детям» отражены тематические блоки Программы «Семицветик»: «Природа» и «Искусство». Блок «Природа» разделен на четыре царства природы: камни, растения, животные, люди, а также небо, космос. В Блоке «Искусство» отражены произведения великих мастеров живописи, прикладного и декоративного искусства, архитектуры. Некоторые произведения даны фрагментами.

Все образы красоты, приводимые в книгах данной серии, были в течение нескольких десятилетий апробированы на занятиях с детьми дошкольного возраста в Семейном Клубе «Семицветик» и тщательно отобраны авторами программы.

Данная серия покажет ребенку разнообразие красоты, которая есть на нашей планете, что в свою очередь будет способствовать не только развитию чувства красоты, но и широкого кругозора.

-5

Для ребенка 1-3 лет – это книжки-картинки. Именно красивые картинки должны запомниться и полюбиться ребенку. Так постепенно будет упражняться его глаз видеть и различать красоту в окружающем мире, в искусстве. Без упражнения, причем регулярного, невозможно привить ребенку чувство красоты, воспитать вкус, любовь к прекрасному. «Натренированный» с первых лет жизни глаз на восприятие всего красивого будет основой в процессе становления ребенка, как личности эстетически развитой, творческой и благородной. Также приобретаемое ребенком умение различать цвета и их оттенки, которыми насыщены книги данной серии, будет соответствовать общему развитию.

-6

Нет такой красоты, которую нельзя было бы показать ребенку любого возраста. Если, конечно, это действительно красота, а не суррогат, подделка или нечто, выдаваемое за красоту, но ею не являющееся, чего не мало в нашем современном мире. Истинная красота всегда будет нести только добро и радость и потому необходима ребенку. О том, как приученный с детства видеть истинную красоту глаз не ошибается и в дальнейшем хорошо отличает настоящее от подделки, пишет в своей известной книге «После трех уже поздно» основатель фирмы «Sony», создатель новаторских концепций по воспитанию и обучению детей раннего возраста Масару Ибука:

-7

«В старину продавец древностей окружал своего ученика в течение первых шести месяцев обучения только самыми ценными и настоящими произведениями искусства, чтобы, насмотревшись на них, он всегда мог отличить истинный антиквариат от подделки.

Этот метод обучения хорошо применим к воспитанию ребёнка. Если у него в мозгу, который пока что ещё как чистый лист бумаги, запечатлеется истинное искусство, оно останется там на всю жизнь. Его мозг откажется воспринимать подделку, когда он станет взрослым… Если же в его мозгу отпечатаются подделки, он будет нечувствителен к подлинному искусству».

Именно поэтому, основываясь на этой природной закономерности мы даем детям с первых лет жизни красоту настоящего искусства, окружаем их этой красотой.

Педагоги с детьми клуба "Семицветик" в Галерее Уффици
Педагоги с детьми клуба "Семицветик" в Галерее Уффици

Много лет мы, педагоги Семейного клуба «Семицветик», возим детей с родителями по разным странам, где посещаем музеи, выставки, мастерские, любуемся природой, рисуем, наблюдаем. В наших творческих путешествиях участвуют дети разного возраста и среди них всегда есть малыши. Самому младшему нашему путешественнику было восемь месяцев.

-9

Всегда и везде мы видим, как дети внимательно всматриваются в произведения искусства, видят и чувствуют красоту, когда мы устремляем на нее их внимание, вместе с ними любуемся, рисуем. В наших путешествиях дети радуются красоте природы, с желанием участвуют в различных мастер-классах.

Дети клуба "Семицветик" в Лувре
Дети клуба "Семицветик" в Лувре

Древние греки две с половиной тысячи лет назад об этом уже знали и применяли красоту в воспитании детей, окружали ею беременных женщин. Великий философ Платон, создатель первой в мире Академии писал: «От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей к красивой жизни, а от красивой жизни к абсолютной красоте»; «Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек улучшается».

Красивые образы, которые ребенок будет видеть с первых лет и даже дней своей жизни будут влиять на его мысли и чувства, постепенно формировать их красивый образ – образ мышления и образ чувств. Не даром же корнем слова «образования» является «образ».

Красота по своей сути есть добро, она есть гармония, красивые образы гармонизируют мышление, психику человека, а формирование гармоничной личности во все века было главной целью воспитания и образования.

Красота может быть проявлена по-разному, в разных вещах: в искусстве, в природе, в любом производстве, в быту, в словах и поступках, в мыслях. Именно мысли для каждого человека являются причиной его поступков и поэтому мыслям мы должны уделять особое внимание и заботу. Мысли ребенка формируются в детстве, а в раннем детстве они особенно укореняются, как бы пускают корни в сознании, в сердце и прорастают в дальнейшей жизни.

-11

В период от 1 года до 3 лет закладывается будущая структура мозга. Десятилетия исследований развития детского мозга показали, что именно ранние детские годы (а именно от 1 года до 3 лет) являются наиболее важными для дальнейшей эмоциональной, социальной, познавательной сфер жизни человека.

В той же книге Масару Ибука пишет:

«Период, когда связи между клетками формируются наиболее активно, – это период от рождения ребенка до трех лет. В это время зарождается примерно 70 – 80 процентов таких соединений. И по мере того, как они развиваются, возрастают возможности мозга. Уже в первые шесть месяцев после рождения мозг достигает 50 процентов своего взрослого потенциала, а к трем годам – 80 процентов».

-12

Первые зоны головного мозга, которые претерпевают изменения в этом возрасте, – сенсорные. Они бывают зрительными и слуховыми. Вот почему так важно, ЧТО в этот период дети видят и слышат!

Начиная с перинатального периода у ребенка активно развивается правое полушарие головного мозга, отвечающее за эмоции. При рождении, миндалевидная железа (место эмоций) более развита, чем лобные доли, которые занимаются рассуждениями. Это служит объяснением того, почему важно вначале развить эмоциональную сферу ребенка и органы чувств, а только затем заниматься развитием его интеллектуальных возможностей.

-13

Уважаемые родители, кто неравнодушен к будущему своих детей, к тому, какими людьми они станут, какие у них будут ориентиры, взгляды на жизнь, ценности, насколько они будут гармонично развитыми людьми – не упустите время!

Первые семь лет жизни – базовые для всей последующей жизни! Особенно первые три года, когда ребенок как губка впитывает из окружающего мира все, что он видит и слышит. Недаром русская пословица гласит: «Учи ребенка, пока поперек лавочки лежит, вдоль ляжет – поздно будет». Лавка на Руси была шириной около 70-80 сантиметров. Вот и судите, о каком возрасте говорит народная мудрость – о ребенке до трех лет.

После семи лет мозг теряет свою пластичность и все, в нем накопленное до этого срока укореняется. То, чем напитается сердце, сознание, чувства ребенка в этот очень быстро пролетающий отрезок жизни окажет влияние на то, как ваш сын или дочь будут мыслить, чувствовать, смотреть на мир, как будут строить свою жизнь.

И еще раз можем задать вопрос - почему так важно окружать в детстве ребенка красотой, всем красивым, напитывать его сердце, разум, чувства красотой? Это вопрос не праздный и не второстепенный. Мы все слышали известную во всем мире фразу из романа Достоевского – «Красота спасет мир». Если верить великому писателю и мыслителю, красота обладает какой-то немыслимой силой. Но воздействует эта сила на нас и через нас на мир только в том случае, если она будет нами воспринята и осознана. В противном случае красота может не оказать никакого влияния на человека и мир в целом. Мы хорошо понимаем, как можно, к примеру, стоять в музее перед прекрасным произведением искусства и не ощутить абсолютно ничего. Это зависит от способности человека воспринимать красоту, от степени развития и воспитанности его восприятия красоты. Если этим не заниматься с самого раннего детства, трудно в дальнейшем восполнить упущенное. Поэтому эстетическое воспитание, как воспитание чувства красоты и развитие восприятия красоты необходимо с самого раннего детства и данная серия книжек является пособием для этого.

Конечно, нужно понять, что считать красотой (ведь о красоте все говорят по-разному), и затем как ее преподносить детям. Для двух людей одно и то же может быть красивым и некрасивым и в современном мире, к сожалению, растет количество совершенно неадекватных взглядов, мнений на то, что красиво и некрасиво, прекрасно или безобразно. Многое, считавшееся когда-то и еще недавно прекрасным подвергается сомнениям и даже извращениям и многое, некрасивое, вульгарное, пошлое и даже безобразное выдается за норму, за красоту. Все это вносит смуту в человеческое сознание, в души людей, все больше людей подвергают сомнениям существующие веками ценности, тем самым влияя на детей. Все это ведет не к добру и прогрессу человеческого общества, а к его деградации.

Конечно, вкусы у всех людей разные, и это естественно, как и представления о красоте, но, несмотря на это, незыблемо во все времена существовала абсолютная Красота – то, что признается всеми и всегда. Это есть, существует, и скорее всего, будет существовать в будущем. Возьмем, к примеру прекрасный цветок розу, – найдется ли человек, который назовет ее безобразной? Вряд ли, если только он не психически нездоровый человек. Или картину Мона Лиза? Во всем мире она признана шедевром.

-14

Есть нечто, что считается совершенным, в чем присутствует гармония и что благоприятно воздействует на нас, вызывает хорошие чувства, радость, улучшает настроение и даже самочувствие. Если с детства воспитывать и развивать в ребенке чувство красоты, окружать его красивым и достойным, он будет защищен от многих пороков сегодняшнего мира, будет самостоятельно делать свой выбор между красивым и безобразным, добром и злом, опираясь на заложенные, укоренившиеся в нем чувства, мысли, критерии и убеждения. Это сущая реальность, проверенная жизнью. Многие вчерашние дети, получившие хорошее эстетическое воспитание с ранних лет и ставшие сегодня взрослыми людьми, это подтверждают своей жизнью.

В.А. Сухомлинский с учениками
В.А. Сухомлинский с учениками

Вот что говорит классик российской педагогики Василий Александрович Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям»:

«Красота — могучий источник воспитания нравственной чистоты, духовного богатства, физического совершенства. Мастерство воспитания заключается в том, чтобы в красоте окружающего мира — природы, искусства, человеческих поступков — ребенок черпал духовное благородство: подлинную человеческую доброту, сердеч­ность, отзывчивость, готовность к созданию и утверждению прекрасного.

Мы говорим ученикам: «Красота — это радость твоей жизни. Человек стал Человеком потому, что увидел глубину синего неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней и утренней зари, багровый закат перед ветреным днем, трепетание марева над горизонтом, безбрежную даль степей, синие тени в сугробах мартовского снега, журавлиный косяк в небесной лазури, отражение солнца в прозрачных каплях утренней росы, серые нити дождя в пасмурный осенний день, фиолетовое облачко на сиреневом кусте, нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника, — увидел и изумился, и пошел по земле, создавая новую красоту. Остановись и ты в изумлении перед красотой — и в твоем сердце расцветет человеческая красота.

Перед человеком открылась радость жизни потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание первого весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, — услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей слушать и ты эту музыку, умей наслаждаться красотой.

Красота — мать доброты и сердечности.

Через красоту – к человечности.»

-16

Серия «Мир красоты – детям», адресованная детям 1-3 лет, как первые книжки-пособия по эстетическому воспитанию, может пригодиться и более старшим детям. Даже взрослые, родители могут узнать из нее что-то новое для себя, восхититься многообразием красоты нашего мира, в котором ее еще так много!

В такие минуты удивления и восхищения невольно приходят мысли о необходимости сохранения Красоты на нашей планете – этого чудесного и хрупкого разнообразия для сегодняшних и будущих поколений.

И будем уверенны, если мы будем видеть, чувствовать красоту, радоваться ей и восторгаться, осознавать ее, действовать и жить по ее законам, защищать и приумножать – красота спасет мир! И для этого не упустим часа, чтобы принести красоту детям!