К сожалению, при обучении в университетах нет такого предмета, как психология поведения сотрудников на рабочем месте. Начинающим специалистом это очень бы пригодилось, потому что далеко не все студенты работают во время учебы. Но даже если они и подрабатывают, то это, как правило, временные и несерьезные работы, на которых нет постоянного контакта с коллегами. А именно люди чаще всего становятся причиной того, что сотруднику не везет в карьере. Более того, он даже может вообще потерять должность, будучи уволенным по серьезной статье.
Многие вчерашние выпускники приходят в офис, наполненный опытными работниками. Им очень неуютно среди "матерых" и "бывалых" служащих, которые не всегда отличаются деликатностью. И именно на собственной доверчивости прогорают наивные молодые специалисты. Как же правильно вести себя и каких людей на работе следует опасаться?
Для начала стоит сказать о том, что искать на месте службы друзей — это заведомо проигрышное дело. На работе должна быть работа, а не задушевные беседы. Так или иначе, но все сотрудники являются друг для друга конкурентами. Кто-то выбивается в начальники, а кто-то всю жизнь занимает одну и ту же должность безо всяких перспектив. Разумеется, это становится поводом для сплетен, пересудов, зависти, интриг, доносов и прочих не самых лучших человеческих чувств и поступков. Поэтому новичку нужно быть очень внимательным, чтобы не стать жертвой офисных войн.
Среди сослуживцев встречаются два типа людей, от которых стоит держаться подальше:
1. Всеобщий любимец. Такой человек старается понравиться сразу всем: и начальникам, и коллегам, и подчиненным. Но невозможно, чтобы кого-то любили абсолютно все, потому что коллектив — это скопление людей с разными интересами и разными взглядами на жизнь, порой даже диаметрально противоположными. Настоящая и искренняя личность всегда имеет как поклонников, так и критиков. Это вполне нормальное явление. Но если какой-то сотрудник нравится всем, это серьезный повод задуматься над тем, кого и зачем он обманывает. А что ложь здесь присутствует, в этом сомневаться не приходится. Главное — понять, что он думает на самом деле и какую игру ведет. Такой "золотой червонец" будет со всеми соглашаться и ни с кем не спорить, но в результате его нехитрых манипуляций неугодные руководству люди внезапно потеряют работу. А он останется, ведь начальнику всегда выгодно держать возле себя советника и шута в одном лице.
2. Униженный и оскорбленный. Данный субъект очень хорошо всем знаком. Его всегда недооценивают, подставляют и оскорбляют, с его мнением не считаются, перебивают, повышают голос, вынуждают уволиться. Да еще и дома проблемы: избивает муж, не слушаются дети, критикуют родители, смеются соседи, требуют деньги братья и сестры, даже домашний попугай и тот улетел в окно. Словом, у него не жизнь, а одна сплошная каторга. Первая реакция неискушенного человека — выслушать, помочь, поддержать. А обиженному только это и надо. Вот только нельзя забывать о том, что нормальные люди при наличии всего вышеизложенного, стараются что-то изменить или исправить. А если продолжают жить, значит, не так все плохо. Но в чем же подвох? Все очень просто — повесить на плечи другого собственные неудачи и заставить выполнять работу за себя и "за того парня".
Какой же выход из сложившейся ситуации? Правильным решением будет нейтральное общение исключительно по рабочим вопросам. Не стоит общаться с людьми, которые представляют угрозу благополучному существованию и успешной работе. В конце концов, коллег и мест работы может быть множество, а вот нервная система — одна и на всю жизнь.