Знакомая девушка, давно живущая в Италии, приехала на новогодние праздники в Россию и решила пойти в кино, на разрекламированный, как лучшую комедию года, фильм "Полицейский с Рублёвки". Посмеяться хотела. Но вместо того, чтобы посмеяться, пришла в ужас. "И ведь люди смеются, хохочут, им действительно ЭТО нравится", - восклицала она, - "Что случилось с людьми?".
Другой пример - фильм "Холоп", тоже отечественный, тоже комедия, тоже хит проката. Если исключить несколько моментов, посвящённых вездесущему минету и вообще сексу, исключить общую довольно страшную идею, что к мажорам за их художества надо отнестись с максимальным пониманием - фильм "Холоп" действительно смешной, причём юмор его сделан по старым лекалам, то есть основан на эксцентрике и на хорошей актёрской игре. Не такой уж умный юмор, никто не питал надежд, но всё же. Однако, в зале на 300 мест, на самых смешных моментах смеялись только мы с женой, это было... довольно дико. И ведь вокруг сидели не дети, не молодёжь - вполне взрослые люди, лет от 35, минимум.
Люди отвыкли от такого юмора, их выдрессировали реагировать на принципиально другие шутки. И прежде всего над этим хорошо поработали телеканалы. Несмотря на то, что все вокруг хвастают, что не смотрят телек, все тенденции, все тренды российского (и мирового тоже) шоу-бизнеса растут из телевизионных форматов, больше неоткуда.
Впрочем, хорошие сборы "Холопа" в прокате всё же говорят о том, что такой юмор (не самый глупый и сортирный) востребован, и нам с женой просто не повезло с этим, конкретным залом.
Сегодня у нас фильм 2019 года, режиссёра (режиссёрки?) Нишы Ганатры "В прямом эфире". Девушка, которая сняла эту картину, основывалась на собственном опыте работы в телеиндустрии, и сценарий написан девушкой, которая делала в том числе, американский сериал "Офис" - в общем, красавицы знают, о чём говорят.
Стареющая звезда американского телевидения Кэтрин Ньюбери теряет очки. Её вечернее шоу уже десять лет уверенно сползает вниз по шкале рейтингов, руководство недовольно. На Кэтрин работает коллектив авторов, которые придумывают ей репризы и шутки - исключительно мужики. Кэтрин решает разбавить этот коллектив новой, женской кровью и берёт первую попавшуюся девушку. Но, оказывается, девушка Молли не совсем первая попавшаяся, она фанатка шоу Кэтрин, и вовсе не так глупа, как кажется на первый взгляд. К тому же она индианка, толстая, и не пользуется успехом у мужчин. Молли с энтузиазмом принимается за дело, и скоро Кэтрин понимает, что несмотря на множество разногласий, она уже не может обойтись без новой авторки.
Главное противостояние фильма совсем не в конфликте старой, забронзовевшей звезды и молодой, задорной представительницы следующего поколения, поколения твиттера, фейсбука и стендаперов. Главный конфликт фильма в том, что людей теперь смешат совсем не те вещи, которые были смешны ещё 20 лет назад. Грубо говоря, шуткам про политиков аудитория теперь предпочитает репризы про то, кто кому навалил в ботинки, у кого больше член, и кто победил в чемпионате на самую громкую отрыжку. Сознание людей упростилось невероятно, и горе тому, кто этого не понял.
В принципе, мы уже недалеко от состояния, описанного в фильме "Идиократия". Там, напомню, человек из нашего времени попадает в будущее, и обнаруживает, что он населён исключительно идиотами. Похожее чувство испытала главная героиня картины "В прямом эфире". Она вдруг обнаруживает, что её авторитет, стоящий прямо, как свая, в течение десятков лет, вдруг сдулся, и надо что-то с этим делать. Там всё, конечно, потом выруливает на оптимистическую волну - мол, нужно быть самой собой, и народ к тебе потянется, но выглядит это не очень убедительно.
Когда мы сетуем на тупой юмор, шутки про член и прочие "уморительные" фишки в современном шоу-бизнесе, мы забываем: шоу-бизнес даёт именно то, что заказывает зритель. Режиссёр "Полицейского с Рублёвки" в одном интервью сказал, что специально ходил на сеансы своего предыдущего фильма, чтобы оценить реакцию зрителей. Зрители не подвели: ржали именно в тех моментах, которые мы чуть выше описали - когда герои пускают газы, испражняются, шутят про минет. Про ЛГБТ, заметьте, не шутят, хотя никто (у нас, по крайней мере) не запрещает, если это не явная пропаганда.
Но помимо этого мы упускаем из виду ещё один факт: этот спрос на тупой юмор появился не сразу, и не просто так. Прежде чем следовать в фарватере зрительских предпочтений, шоу-бизнес сам выстроил этот фарватер. Всё по законам маркетинга: сначала создай спрос, потом его удовлетвори. Бизнес, ничего личного.
В предыдущих сериях из 2010-х:
"Отцы и дочери"-2014
"Маргарет"-2011
"Неуправляемый"-2010
"Впритык"-2010
"Больше, чем друг"-2010
"Прислуга"-2011
"Вернуть Бена"-2018
"Проповедник с пулемётом"-2011
"Железная хватка"-2010
"Берни"-2011
"Рождественские хроники"-2018