1.4. Дополнительные источники: проективные тесты
Графологи часто используют в своей работе дополнительные тесты – проективные рисунки, особенно при работе с детьми. Это могут быть тесты «Звезды и волны», «Дерево», «Человек» и пр.
Я рекомендую использовать тест Вартегга. Он включает в себе комплекс рисунков – реакций на стимулы, которые в полной мере информативны и показательны. В отдельной главе данной книги приведено более подробное описание данной методики.
Бланк теста Вартегга также содержит расписку испытуемого с разрешением использования его почерка для исследования.
1.5. Дополнительная информация о становлении выработанного почерка
Психологи рассматривают 3 основных этапа взросления, а соответственно и этапов становления почерка.
1 Этап. Сознательное овладение навыками письма.
Сначала каракули – неосознанное.
Потом попытка писать – лишение свободы действий.
Ребенок концентрирует внимание на форме букв, следя глазами за движением руки. Благодаря упражнениям, позже он уже может писать самостоятельно, не сверяясь с образцом. Когда в письме появляется некоторая плавность, движения приближаются автоматизму. Внимание смещается с контроля за движениями руки на вербальное выражение мыслей. На этом этапе письмо начинает выполнять свою социальную, коммуникативную функцию, в почерке появляются индивидуальные признаки.
2 Этап. Приобретение автоматичности почерка (средняя школа, препубертатный период).
Здесь прежде довольно хороший баланс почерка в препубертатный период подвергается заметным изменениям. Это нормально, когда вы обнаружите картинку неоднородности в почерке 11-12 летнего ребенка. Буквы становятся менее красивыми и ровными. Наклон тоже становится нестабильным, появляются экстравагантные и вольные детали, петли, задевающие друг друга, как сверху, так и снизу.
Эти изъяны предвещают скорое наступление пубертатного периода, и все изменения личности будут вызваны этим процессом.
3 Этап. После 14 лет графическая возникает графическая зрелость моторных навыков, отклонения от стандарта, подсознательное содержание почерка и личности человека.
В подростковом возрасте, когда развиваются половые признаки и организм достигает определенной зрелости, возникают новые потребности. Эротические импульсы становятся все более и более явными и даже вступают в конфликт с внешними ограничениями; это приводит к эмоциональному напряжению и агрессивным порывам. Конфликты, связанные с попытками ребенка приспособиться, находят отражение в почерке. Далее, настает период взросления, почерк приобретает сформированный вид конкретного человека.
В последнее время дети взрослеют дольше. Поэтому их почерк формируется к 21 году, а иногда и еще позже. На такое позднее психологическое созревание влияет в большей степени благополучная среда, в которой отсутствует необходимость добывать финансовое благополучие, а также компьютеризация.
#графология
#психология
#почерк
#книга