Найти тему

Дети ставят оценки сами себе, и это реально работает!

Изображение из открытого доступа
Изображение из открытого доступа

Я читала статьи про самооценивание еще до того, как пришла работать в школу. "Ха!" думала я, - "Чтобы они себе пятерок понаставили сами?". Однако, начав работать, я довольно быстро воплотила это в жизнь с письменными работами, и оказалось, что эта система реально работает.

Какое-то время спустя я решила попросить детей оценивать и свою устную работу. Довольно часто они у меня разыгрывают диалоги в парах. Дома учат фразы и шаблоны, а в классе выходят к доске и разыгрывают определённую ситуацию. Остальные в этот момент внимательно слушают, и потом мы вместе обсуждаем, что было хорошо, а где были допущены ошибки.

И что я могу сказать: вы думаете, они завышают себе оценки? Проблема обычно обратная: ребёнок смотрит на меня грустными глазами и тянет: "Нууу, наверное, я рассказал на три...". Я говорю ему, мол, Вася, мы же только что всё обсудили, и у тебя была всего одна ошибки, какая тройка?! Однако, как правило, низкая самооценка (или что-то еще) не позволяют ребёнку адекватно оценить себя. Но бывают и перегибы в другую сторону.⬇⬇⬇

8 класс. Новенькая. Выходит к доске, и уже через минуту всем становится ясно: ничего не учила и не готовила. Обсуждать тут нечего, слова из неё щипцами тащил её партнер, и то - неуспешно. Задаю стандартный вопрос:

"Алёна, на сколько ты себя оцениваешь сегодня?"
"Пять."

Ответила спокойно, не моргнув глазом. В классе звенящая тишина, все ждут моего ответа. Я уточняю: "Я правильно понимаю, что ты считаешь, что рассказала диалог на высший балл?". "Да, я хорошо рассказала.", - громко и чётко отвечает она. Где-то внутри меня поднимается волна возмущения, с которой я еле справляюсь.

В конце урока вывожу на доску страницу электронного журнала, еще раз озвучиваю оценки. Алёне ставлю 5, но даю небольшой комментарий о том, что мне жаль, что усилия других (которые реально заслужили эту пятёрку) из-за этой оценки приравнены к нулю. Ребята уходят молча.

В течение всего дня я думаю о том, что система дала сбой. Я не продумала стратегию поведения на такой случай и потерпела фиаско. Это была плохая идея с самого начала, хотя задумка, на мой взгляд, хороша: научить детей анализировать, оценивать себя и других, наладить причинно-следственную связь.

В таких мыслях я и сидела в классе, когда раздался стук в дверь. Алёна.

"Я бы хотела узнать, есть ли у Вас возможность исправить мне оценку в электронном журнале?"
"Есть. На какую?"
"Два, конечно. Простите меня."

Я не знаю, что побудило её прийти: собственная совесть или одноклассники. Мы обсудили ситуацию. Я сказала, что в начале следующего урока она может рассказать диалог еще раз и рядом с этой двойкой появится другая оценка (такая возможность есть у всех). В начале следующего урока я для всех еще раз озвучила оценки за диалог с прошлого урока, потому что мне было важно, чтобы остальные знали - справедливость восторжествовала.

Диалог Алёна сдала. На пять.