Не так давно промелькнула новость, что в Азербайджан не пропускают возвращающихся туда из России гастарбайтеров. Подозревают у них коронавирус. Они там бедные живут на границе в количестве трехсот человек без еды, воды и туалетов. Мне вспомнилась моя история, в которой я был свидетель и почти что участник.
...Больше десяти лет назад мне пришлось ехать в Астрахань на поезде Москве-Баку. Других билетов не оказалось. Я сначала не огорчился, а потом это меня даже порадовало, объясню почему.
Мы поехали в командировку с фотографом Рамилем. Веселье началось с первой секунды. Поезд еще только стоял на Казанском вокзале Белокаменной столицы. А нужно заметить, что билет я купил в «люкс», в двухместный вагон СВ. Мы с коллегой зашли, сели у окошка, приготовили билеты. Появился проводник. Это был упитанный азербайджанец в грязном, мятом кителе. Он спросил:
- Докуда едете?
- До Астрахани, - ответили мы. Он на это грязно выругался. Мы с Рамилем недоуменно переглянулись. Потом, когда хозяин вагона ушел, мой фотограф сказал:
- Ни чего себе! А дальше-то, что будет?
И в самом деле, странно. На всякий случай мы решили без необходимости не покидать купе. Но ни разу не сходив в туалет до Астрахани не доедешь. Поздно ночью в не выдержал, пошел. Корридор был пуст, справа у купе проводников, на грязном коврике лицом вверх лежал проводник. Я на всякий случай пошел налево, в дальний туалет. Вернулся, рассказал попутчику. Тот несказанно удивился, пошел посмотреть. Вернулся, долго пожимал плечами, недоуменно улыбался, разводил руками. Утро вечера мудренее. Мы, закрывшись, легли спать и утром встали бодрые и отдохнувшие. Открыли дверь – проводника на ковре не было. Вскоре он показался, по-прежнему в своем грязном, мятом кителе.
- Я понял! - сказал Рамиль. – Он сдавал свое служебное купе кому-то. А что касается нашего, он имел на него виды и потому матерился!
Всё поддавалось логическому объяснению, но все равно смешно. Быть может, еще смешнее.
В Астрахани мы пробыли около недели, путешествовали по протокам волжской дельты, ярикам. На обратном пути ехали на российском поезде. Тут все было чисто опрятно, корректно.
Я рассказал проводницам о происшествии на пути сюда. Они ничуть не удивились, рассказали, что иногда ездят в Баку и для них это испытание. Азербайджанская милиция нещадно трясет всех, кто едет в Россию на заработки. И еще больше тех, кто возвращается. Их бьют смертным боем, почище того, как били в отделении милиции «Дальнее» в Казани.
Впрочем, все это было много лет назад. Сейчас, наверное, все иначе. По крайней мере в поезде.