Найти тему
Газета "Премьер"

Романтика глухомани

Оглавление

Череповецкий журналист исследует заброшенные узкоколейки Вологодчины.

В советское время в Вологодской области действовали десятки узкоколейных железных дорог. Вокруг них строили посёлки, в которых работали школы, детские сады и медпункты. Сегодня это одни из самых депрессивных населённых пунктов региона.

 В 2015 году «Премьер» рассказывал о жизни одной из узкоколеек в Харовском районе. | Фото из архива «Премьера»
В 2015 году «Премьер» рассказывал о жизни одной из узкоколеек в Харовском районе. | Фото из архива «Премьера»

В 2008 году в Вологодской области оставалось 12 действую­щих узкоколеек, в 2020 году — одна. Почти не осталось документов, фотографий и очевидцев расцвета сети УЖД. Череповецкий журналист Андрей Ненастьев решил собрать всю возможную информацию об узкоколейных железных дорогах, чтобы сохранить её для потомков.

Брошенные и забытые

Узкоколейные дороги строи­ли под свои нужды советские леспромхозы во времена, когда асфальтовых дорог в современном понимании не было совсем. Сначала прокладывали основную линию, от которой в разные стороны к делянкам отходили «усы»: после вырубки участка леса временный «ус» перекладывали к новому, ещё не освоенному. На каждой УЖД длиной в несколько десятков километров работали до тысячи человек обслуживающего персонала, не считая лесорубов и работников социальной сферы. Людям изначально говорили, что узкоколейки — это временное явление, что это не навсегда. Но после закрытия лесных предприятий в полузаброшенных посёлках продолжают жить люди, причём, по наблюдению череповчанина, вполне нормальной счастливой жизнью. Только вот молодёжи в тех краях нет совсем.

В нынешнем году Андрей Ненастьев при помощи АНО «Центр поддержки молодёжного парламентаризма» получил президентский грант на исследование узкоколеек. Собственно, это и есть основная цель нынешнего проекта. Необычно то, что подобные заявки одобряют крайне редко, ведь ни для кого не секрет, что обычно президентские гранты получают социально ориентированные НКО.

Поедем, поглядим

Основная часть проекта — это поездки. Недавно Андрей Ненастьев побывал на Брусенецкой УЖД в Нюксенском районе, длина которой в лучшие годы достигала 50 километров. На этот раз ему удалось преодолеть на дрезине 27 километров. В Тотемском районе сохранились пути Пятовской УЖД длиной 10 километров, но они в очень плохом состоянии, и пуститься по ним в путешествие Андрей не рискнул. Побывал он также на бывшей Горбачёвской УЖД в Бабаевском районе и на Семигородней УЖД в Харовском районе, от которых остались только воспоминания. В 80-е годы существовал проект объединения Семигородней и Пятовской УЖД, в этом случае новая узкоколейка получила бы длину около двухсот километров. Оставалось построить всего два километра полотна, но проект завершён не был.

«Очень часто бывает так, что официального движения по узкоколейке нет, но железнодорожное полотно осталось, и местные жители ездят по нему на дрезинах, — рассказывает Андрей Ненастьев. — В Вологодской области осталась только одна узкоколейка, где ходят поезда, а не дрезины, — это Белоручейская УЖД в Вытегорском районе. Дрезина — это фактически просто тележка, которая едет со скоростью 40 километров в час. Случись чего — костей не соберёшь. В рамках проекта я планирую написать материал о том, что такое узкоколейная дрезина. Мужики объясняют, как её можно собрать практически из старой кровати».

Удивительно, но местные жители до сих пор продолжают жить узкоколейкой даже после прекращения её официальной эксплуатации. Кто-то вывозит по ней грибы и ягоды на продажу, а кто-то возит туристов в затерянные уголки почти нетронутой природы. Но в целом местных жителей осталось немного. В некоторых совсем нет сотовой связи, но зато есть действующие стационарные телефоны.

В Бабаевском районе на бывшей Горбачёвской узкоколейке Андрей Ненастьев (справа) пообщался с бывшими работниками дороги и леспромхоза. Попытались с коптера найти следы узкоколейки, ликвидированной в 2012 году, но всё сильно заросло. «Был здесь в 2010 году, когда дорога ещё работала, — рассказывает Андрей. — Тогда нам даже удалось проехаться на тепловозе до станции Горбачи. Как сейчас помню просто чудовищное количество комаров и слепней в кабине машиниста». | Фото из «Фейсбука» Андрея Ненастьева
В Бабаевском районе на бывшей Горбачёвской узкоколейке Андрей Ненастьев (справа) пообщался с бывшими работниками дороги и леспромхоза. Попытались с коптера найти следы узкоколейки, ликвидированной в 2012 году, но всё сильно заросло. «Был здесь в 2010 году, когда дорога ещё работала, — рассказывает Андрей. — Тогда нам даже удалось проехаться на тепловозе до станции Горбачи. Как сейчас помню просто чудовищное количество комаров и слепней в кабине машиниста». | Фото из «Фейсбука» Андрея Ненастьева
«С кем-то мы связываемся самыми разными способами заранее, но бывает и так, что едем наобум, — рассказывает Андрей Ненастьев. — Во время первых поездок местные жители реагировали на нас настороженно — боялись, что мы разберём узкоколейку на металлолом. Но потом я написал пару постов в соцсетях, и после этого доверия стало больше. Сейчас все люди, которых мы встречаем в посёлках, разговаривают очень доброжелательно. Мы ведь интересуемся их малой родиной, и они с готовностью многое рассказывают, порой даже помогают добраться. Там глухие места и люди не испорчены городскими мошенниками».

Пока Андрей готовит материалы для специально созданного сайта. Однако неожиданно возникла перспектива издания книги: к журналисту уже обратился представитель крупной компании, которая готова профинансировать её выпуск. Но это ещё один отдельный проект, про который пока рано думать, — завершить бы нынешний. Однако череповчанин уверен, что с завершением работы по президентскому гранту исследование узкоколеек не завершится. Ведь эта тема интересна и ему самому, и его читателям.

Владимир Пешков

Полностью статью читайте на сайте газеты «Премьер». Подписывайтесь на наш канал!