Есть устоявшийся шаблон о том, что на ошибках учатся. Учатся люди всегда, но на ошибках учатся не тому чему хотелось бы. А как же нужно?
При обучении имеются несколько правил, применяя которые можно намного улучшить эффективность обучения: как детей, так и взрослых.
Обладая некоей компетенцией в полной мере мы имеем, знания и навыки, которые связаны в виде треугольника.
Например, вы знаете как устроен двигатель, умеете его ремонтировать и понимаете как различные настройки поменяют характеристики двигателя: надежность, мощность, расход топлива и т.д. С таким уровнем вы можете не только отремонтировать двигатель, но и собрать новый, улучшить конструкцию.
Сразу весь этот спектр знаний и навыков освоить затруднительно, какая же будет наилучшая последовательность?
Быстрее всего обучаются дети и попробуем понаблюдать как же они обучаются? Обучение начинается с копирования образцов:
- учимся есть ложкой - копируем движения взрослых;
- учимся говорить - копируем движения рта и звуки взрослых;
- учимся ездить на самокате - копируем движения тела обладающего навыком.
Можно увидеть, что дети копируют всё то, что делают взрослые:
- интонации речи и фразы;
- бытовые дела вроде мытья посуды, подметания пола, умывания;
- более сложные задачи вроде сборки мебели, переноса тяжестей, работы за компьютером.
Часть из этих действий являются имитацией, часть сопровождаются результатом.
Итак, первая фаза обучение - копирование, подражание. В треугольнике который мы рассмотрели выше - это угол "уметь". Дрессировка - основа образования.
Секрет успеха заключается в том, что чем лучше образцы с которых выполняется копирование, тем лучше результат.
Близкий по смыслу прием - акцент на правильных действиях, достижениях, вместо часто используемого акцента на ошибках.
При обучении ребенка резать ножом овощи, ему нужно показать как это делать наилучшим образом. Акцент на том, что можно порезаться приведет к тому, что ребенок порежется.
При написании сочинений в школе учителя подчеркивают орфографические ошибки, и ученика, увлеченного сюжетом, это может надолго выбить из колеи.
При обучении письму в прописях ребенок повторяет один и тот же крючок много раз. Какие крючки следует выделить?
- Обычно делается акцент на ошибках - красным цветом обводятся неудачно написанные буквы и ставится не лучшая отметка.
- Можно выделять наилучшие загогуглины и подсчитывать их. В отметку ставить количество удачно нарисованных крючков.
Фокусировка внимания ученика на успехе мотивирует улучшить результат и даже получила название "метод зеленой ручки".
Фразы при обучении.
Например, вы учите ребенка ходить по бревну на высоте.
- Многие применяют обучение через ошибки - сейчас упадешь. И дети конечно, падают.
- Обучение через эталон - смотри вперед, держи равновесие, держи прямо спину, шагай осторожно.
Обучаем мыть посуду:
- ты оставил много грязи, сейчас разобьешь чашку;
- отлично, еще сюда воды полить, ставь тарелку осторожно.
Обучаем музыке:
- опять не попал в ноту;
- попробуй взять повыше.
При обучении вождению:
- нажми на педаль газа плавно и плавно отпускай сцепление;
- не бросай сцепление, опять заглохнем.
При обучении танцам, игре на музыкальных инструментах действует тот же алгоритм: показ эталона, копирование, поощрение.
Обучал различным навыкам сотни людей:
- указание на недостаток сбивает концентрацию;
- фокус на том как нужно и терпение приводит к результату в обучении.
Дрессировка животных по Куклачеву выглядит так-же.
Рекомендую потренироваться при передаче навыков показывать наилучшие эталоны и обращать внимание на успешные попытки.
А что же, на ошибки нельзя совсем указывать?
А дальше, когда появились навыки, у ученика возникают вопросы, ограничения, проблемы. Наступает следующая фаза - узнать и понять закономерности. Теперь то и нужно объяснять, изучать теорию. В теории возникла потребность для перехода на более высокий уровень мастерства.
Например, при обучении игре в шахматы нужно изучить типовые варианты как поставить мат в начале партии, изучить как поставить мат королем и ладьей. А дальше пояснить зачем занимать центральные поля, чем плохи сдвоенные пешки, для чего нужна рокировка и так далее. Тут то и уместен: разбор партий, анализ ошибок.
После того как получены навыки, изучены правила, возникает понимание. На основании понимания ученик может заниматься созиданием, творчеством! И становится мастером, а возможно учителем.
Уровень мастерства предполагает, что ученик:
- имеет навыки, знания,
- способен делать дело учитывая свои особенности,
- использовать созданные самостоятельно закономерности, приспособления, приемы,
- ставить собственные эксперименты.
Итак, первая фаза - показать качественный эталон и поощрять успехи ученика, когда в этом возникла потребность - разбор теории, изучение ошибок. Получив навыки и набор знаний приходит понимание закономерностей и превращение ученика в мастера.