Найти тему
Газета "Премьер"

Утаённое серебро

Оглавление

В августе 1680 года по высочайшему повелению в Белозерском уезде было учинено следствие по доносу о местных жителях, будто бы обнаруживших втихаря от властей серебряную руду на территории нынешнего Бабаевского района.

В ходе оперативно-розыскных мероприятий один из фигурантов бежал из-под стражи, а потом вместе с двумя подельниками угодил в тюрьму, но приблизиться к разгадке серебряных приисков так и не удалось.

Серебряная руда, из которой и выплавляют драгметалл. | Фото с сайта 2.bp.blogspot.com
Серебряная руда, из которой и выплавляют драгметалл. | Фото с сайта 2.bp.blogspot.com

...Вологодчине с благородным белым металлом не повезло: серебро в перечне полезных ископаемых не значится, тем более в промышленных объёмах.

Тем не менее только в XVII веке центральная власть снарядила на Русский Север за короткий промежуток времени несколько «рудознатских» экспедиций. Документы об их работе сведены в «Дело приказа Большого дворца об отыскании серебряной руды в Кольском, Двинском и Белозерском уездах» (ныне хранится в Российском государственном архиве древних актов).

Голуби, сторожка и донос

В Белозерском уезде поиски серебряной руды начались в 1669 году, когда начальник местного Рыбного двора Пётр Елисеевич Моложенинов (по другим бумагам — Моложанинов или Моложанин) получил от государя соответствующую грамоту-приказ. В помощь выделялись стрельцы и столичные спецы по серебряной руде.

Начал розыски Пётр Елисеевич с того, что распространил по уезду слух о награде за любые сведения касательно местонахождения серебряных руд.

Одним из первых откликнулся работавший в Кирилло-Белозерском монастыре кузнец из Каргополя, поведавший о том, что для нужд обители из привезённой серебряной руды выковал двух голубей. Голубей конфисковали, но дальнейшие расспросы показали, что это серебро «не наше» — оно было доставлено с Медвежьего острова Белого моря. Однако снаряжённая в архангельские края экспедиция привезла лишь пробы с примесями меди и свинца — серебра она не обнаружила.

Поиски серебряной руды в Белозерском уезде зашли в тупик.

Проблеск надежды мелькнул лишь в мае 1680 года, когда белозерские крестьяне Якушка Иванов и Ерёмка Попов поведали на допросе, что в Колошемской волости в излучине реки Суды (сейчас это территория Бабаевского района) верстах в двух от приходской церкви действительно есть выходы серебряной руды, и местные прекрасно об этом осведомлены, более того, крестьяне тамошних помещиков стерегут это месторождение, там даже поставлена караульная избушка. Стража, по заверениям Якушки, сказала ему держаться подальше от этих мест, поскольку сей рудник охраняют... по указу царя.

Возмущённый такой наглой ложью Моложенинов отправил туда стрельцов во главе со своим племянником Андреем, но доставленные на место Якушка и Ерёмка, поплутав по берегам Суды, так и не смогли показать, где видели сторожку.

Однако в августе 1680 года к Моложенинову самолично заявился житель тех краёв дьячок Григорий Поздняков и поведал о крестьянине деревни Пекино (сейчас практически все населённые пункты, упоминаемые в деле, исчезли с лица земли, поэтому называть их уже не имеет смысла) Ларке Антонове, который принёс ему на переплавку аж кошель серебряной руды, но не сказал, где нашёл. А одна крестьянка приволок­ла уже готовый слиток серебра, попросив сделать из него крест. По словам Позднякова, он, узнав о награде за сведения о серебряной руде, попытался дознаться у местных, где они её берут, однако те тайны не открыли, а на лесной дорожке ему, Гришке, преградили путь двое крепеньких крестьян с топорами и пригрозили расправой, если не прекратит расспрашивать. Потому, мол, Гришка еле ноги оттуда унёс и сразу прибежал к Моложенину, принеся в доказательство своих слов слиток сереб­ра, выплавленного из местной серебряной руды, которой торговали мужики на Пондальской ярмарке.

Добыча серебра в мире (а это порядка 20-30 тысяч тонн в год) является одним из перспективных направлений для инвестиций. Благодаря тому, что драгметаллы характеризуются, в частности, невысокой химической активностью, они часто встречаются в природе в чистом виде — увы, не в Вологодской области.
Добыча серебра в мире (а это порядка 20-30 тысяч тонн в год) является одним из перспективных направлений для инвестиций. Благодаря тому, что драгметаллы характеризуются, в частности, невысокой химической активностью, они часто встречаются в природе в чистом виде — увы, не в Вологодской области.

От тюрьмы да от сумы...

Пётр Елисеевич взял Гришку и других свидетелей с собой в Москву, где те были вновь допрошены. Начальство решило, что эти сведения заслуживают тщательной проверки, и в конце августа Моложенин со стрельцами и Гришкой вернулись в Белозерский уезд, дабы начать серьёзное расследование. «Оперативную группу» вновь возглавил племянник вельможи Андрей (ему было поручено проверить показания Гришки), а сам Пётр Елисеевич, прибыв в Куйскую волость, обос­новался в приказной избе (сейчас это назвали бы администрацией поселения) и принялся опрашивать всё местное население поголовно.

Итогом разборок стало то, что Моложенинову-старшему доставили образцы руды аж из трёх мест. Серебро оказалось такого же качества, как и принесённое Гришкой Поздняковым. В общей сложности допросили 14 крестьян, которые заверили, что сами не знают, где руда, а ею, мол, расплатились с ними пришлые мужики, державшие путь с реки Иводы (сейчас это север Бабаевского района).

Допрошенный же Ларка Антонов перепугался и «сдал» своих подельников, которые якобы вместе с ним добывали серебряную руду в другом месте — в Старой пустой слободе. Когда же Ларку попросили показать, где это, тот, поводив «опергруппу» по лесу, ничего не отыскал и заявил, что запамятовал место...

Его подельник Дениско Яковлев на допросе от всего отпирался, а потом... сбежал из-под стражи, причём организованная погоня не дала результата. Однако поведение сбежавшего вскоре нашло объяснение: он сам явился с повинной и заявил, что испугался, как бы на него не «повесили» кражу серебряной руды, которой он и в глаза не видел...

Дальнейшие расспросы всё-таки вывели государевых людей на место близ Суды, откуда местные якобы черпали серебряную руду. Вот только руды там не оказалось, только заросшие ельником пустые ямы...

Между тем допросы Гришки Позднякова и очные ставки того с фигурантами дела выявили истинную подоплёку его показаний: оказалось, что он затаил злобу на Ларку Антонова и других крестьян, поскольку делал им серьги из принесённого серебра, а те не пожелали с ним расплатиться. Потому он всех скопом и оговорил...

Взбешенный Пётр Елисеевич свернул поиски серебра и, распорядившись для острастки «закрыть» фигурантов дела, дабы не чесали языками попусту, убыл в Москву.

За решёткой оказались Ларка Антонов, незадачливый беглец Дениско Яковлев и ещё один их «подельник» Лучка Мокеев — за них никто не рискнул поручиться. А вот Гришке Позднякову, который и затеял всю эту бучу, повезло: поскольку он добровольно отдал слиток серебра, его в тюрьму не посадили, а отпустили на поруки...

Дальнейшая судьба всех фигурантов «серебряного дела» неизвестна. Как и судьба белозерской серебряной руды. Возможно, она до сих пор лежит где-то в глухих лесах Бабаевского района, дожидаясь своего часа.

Алексей Кудряшов

Комментарий специалиста

Геолог, преподаватель ВоГУ Валерий ЧЕРНЫШОВ:

— Интересный материал. Но, наверное, не зря никто не сознался в наличии серебряного «прииска»: просто источник металла был явно не на территории современной Вологодчины.

Вологодский геолог Валерий Чернышов считает, что сейчас в Бабаевском районе нет залежей серебряной руды промышленных масштабов. | Фото с сайта vrorgo.ru
Вологодский геолог Валерий Чернышов считает, что сейчас в Бабаевском районе нет залежей серебряной руды промышленных масштабов. | Фото с сайта vrorgo.ru

Известна первая государственная рудопоисковая экспедиция, организованная и осуществлённая на территории России ещё в 1491 году. В то время страна не имела своих месторождений сереб­ра. Внимание Москвы привлекли легенды о наличии серебра и меди на далёкой речке Цильме (территория современной Республики Коми). И в этой экспедиции, согласно «Истории государства Российского» Николая Карамзина, участвовало «кому руда копати, с Устюга 60 человек». Это грандиозное поисковое мероприятие имело успех, в России стали чеканить медные, серебряные и золотые монеты. Однако видимых проявлений серебра, с которым могли иметь дело древние рудо­знатцы, на реке Цильме до настоящего времени не обнаружено!

Территория Вологодской области неперспективна на открытие промышленных залежей золота, серебра и полиметаллов. Дело в том, что она располагается в северо-восточной части древней Восточно-Европейской платформы, состоящей из складчатого фундамента с магматическими и метаморфическими образованиями и чехла осадочных пород. Фундамент платформы, потенциально перспективный с точки зрения обнаружения месторождений благородных и цветных металлов, залегает на глубине до 2-2,5 километров от поверхности Земли, а в районе, например, Рослятина и Опок — до 4,5-5 км.

Тем не менее проявления россыпных золота и сереб­ра, имеющие не промышленное, а минералогическое значение, известны в отложениях рек Комёлы, Сухоны и Юга.

Полностью статью читайте на сайте газеты «Премьер». Подписывайтесь на наш канал!