Найти тему
Литературный салон "Авиатор"

Поскольку времени немного я вкратце матом объясню

Оглавление

Полковник Чечель

Рецензия на «Приключения в воздухе» (Полковник Чечель)

      Здравствуйте, Василий Васильевич! Очень правильно пишете. У кого жизнь насыщенная - у того она и не скучная, я в смысле приключений, возможных ошибок и их исправлений. Орать на коллег ума много не надо, только потом как они о тебе вспоминать будут? На прозу В. Ершова, мне указал все тот же Эдуард Заянов и мы немного общались с Командиром, он читал мои эмоции в прозе, правда оценивал с профессиональной точки зрения, как РП. Сам же он не только настоящий пилот-инструктор, методист, но и писатель, чем гордился вполне заслуженно. Вечная ему память. Рад, что два настоящих летчика нашли взаимопонимание. Это я про Ершова и Вас. Понравилось мне про Чапая))) И ведь верно! А еще я думаю, что командирами полков ленивых, равнодушных людей не назначали. Они - равнодушные, пирожок на улице замерзающему не дадут. Спасибо Вам.

Владимир Лыгин   25.12.2018

+ добавить замечания

     Благо Дарю за отзыв, Владимир. Небольшое уточнение - командирами полков, как правило, назначали достойных людей, но иногда на эту должность попадали и  совершенно случайные люди - протеже всяких сынков и папенек. Я как-то при прохождении ВЛК в Одессе лежал в одной палате с командиром истребительного полка с Вознесенска с "редкой" украинской фамилией "Сало". Так вот, он рассказал такой эпизод:

    Когда они ждали приглашения на собеседование в ГУКе (Главное Управление Кадров СССР) в кабинете контр-адмирала, (фамилию которого уже не помню), где они сидели, зазвонил телефон. Я пишу "они", потому что вместе с ним был ещё один подполковник - кандидат на должность командира полка. Контр-адмирал снял трубку, и мы услышали: "Тов. адмирал, полковник такой-то, звоню по Вашему приказанию".

    Адмирал минут пять распекал полковника, что тот жене генерала "Пупкина" купил гнилые апельсины. При этом драл он своего невидимого собеседника, как "сидорову козу", и грозил, если тот не сделает надлежащих выводов, снять с должности. Когда пыл у адмирала иссяк, он уже положил трубку, вдруг что-то вспомнил и опять приложил её к уху:

     "Да, чуть не забыл. К тебе на днях в полк придёт старший лейтенант "Сидоров" - сын генерала такого-то, ты ему на 23 февраля дашь медальку или орден, а летом отправишь в академию. Понял? Медальку или орден, а потом в академию", - и адмирал положил трубку. Сало говорит: "Я не верил своим ушам, что можно дойти до такого цинизма. Солдаты и офицеры в Афгане за Родину жизни отдавали, и их награды посмертно потом вручали жёнам и матерям погибших, а тут какому-то старалею Пупкину эту "медальку или орден" (было видно, что адмиралу это без разницы) - вручат как довесок к карьере, только бы он её побыстрее сделал.

     И это адмирал сказал, не таясь, в присутствии двух подполковников - будущих командиров полков. "Я вышел с ГУКа просто в удручающем настроении после этого разговора", - вспоминал Сало. Тут я поясню - командир полка - это уже номенклатура Министра Обороны, и кандидаты перед назначением на должность должны пройти три собеседования. Если говорить о Морской авиации, то это в штабе авиации ВМФ СССР вы будете беседовать с Командующим ав. ВМФ, его заместителями или начальником штаба. Вытерев пот со лба или лысины, у кого дурные волосы уже покинули умную голову, выйдя из здания, перед которым стоит штук 30-50 машин, специально обученное лицо вас на чёрной чайке или волге отвозит в штаб ВМФ. Там также проходите собеседование с Главкомом, его замами или НШ. Лично с нами -  полковником Мордоваловым Николаем Александровичем, у которого я принимал полк, а он уходил комдивом на Север, беседовал адмирал Чернавин, который тогда занимал должность начальника главного штаба ВМФ СССР. И после него мы проходили собеседование у дважды Героя Советского Союза генерал-лейтенанта Голубева в ГУКе.

     Короче, каждая инстанция задаёт тебе каверзные вопросы и проверяет тебя на соответствие будущей должности. Если проверку "на вшивость" ты прошёл, тебя начинают напутствовать: "Ты уж не подведи, родной. Родина ставит тебя едино начальником-командиром, вверяет тебе личный состав и технику. И всё для того, чтобы ты бдил Боевую Готовность вверенной тебе части, бо враг не дремлет, только и ждёт, чтобы напасть, если мы вдруг ослабнем". А ещё тебе внушают, что ты уже не такой пацак, как все - ты тщетланин. Перед тобой должны приседать и два раза "Ку" делать, как перед красными штанами в фильме "Кин Дза Дза", который я всем рекомендую посмотреть перед Новым годом.

    Но это же означает, что при твоих ошибках с тебя будет намного более строгий спрос, чем с остальных офицеров". И я вам должен заметить, не все кандидаты проходят такую проверку. Тот же зам к-ра 15 одрап в Чкаловске, подполковник Фекрет Энверович Орехов примерку пиджака на должность командира полка, в том числе и транспортного в Храброво на Балтике, проходил трижды, но то ли у него "гранаты оказались не той системы, то ли родственники на "Родине", но командиром полка так и не поставили, хотя по всем параметрам достойный лётчик и офицер.

     В свою очередь скажу: "Не знаю как в ВВС, но в Морской авиации - или мне повезло, или это на самом деле так, но за 32 года службы в Морской авиации мне ни разу не встречались недостойные командиры полков, дивизий и выше. Даже когда меня наказали приказом Главнокомандующего ВМФ СССР за катастрофу майора Василия Ефимова, в которой официально записано: "Самолёт затонул на большой глубине, причина не установлена", - я принял это как должное. Потому что такова наша система была в те времена - раз люди погибли, кто -то должен быть "стрелочником". Но сейчас в Российских ВВС система стала ещё более "дурная". Чуть ниже я ещё о ней выскажусь, а пока добавлю пару слов про ВВС:

     "Борис Александрович Нестеров, который проживает у нас в Херсоне и является почётным гражданином города, в своей книге "ЗЕМЛЯ и НЕБО" (Записки военного лётчика) с горечью описывает, как на его пути встречались генералы - пьяницы, генералы - лизоблюды-подхалимы, генералы, нечистые на руку. И ему - ветерану Афгана и Чернобыля звание "генерал" так и не дали, хотя дивизия, которой он командовал, была на хорошем счету. И завершая этот не простой вопрос о командирах в армии, скажу так:

    Раньше политорганы временами вставляли свои палки в колёса в лётную работу, а сейчас подключился "Суд -  "Советский самый гуманный суд в мире". И вот старшего лейтенанта-лётчика за ошибку, допущенную при посадке СУ-27 и повлекшую за собой повреждение самолёта, приговаривают к астрономическому штрафу, который он не сможет выплатить до конца жизни. Как будто этот солопед совершил эту ошибку специально, чтобы досадить своему начальству. Короче - полный маразм, если называть вещи своими именами.

    Так что, Владимир, не всё так ладно в "нашем королевстве", и кстати, положение с сертификацией СЛА в России это подтверждает. Но мы оптимисты и знаем - когда-то эта "дурня" кончится, и опять будем летать в одном небе: москали, хохлы, белорусы, казахи, грузины и прочие чукчи, как это было в добрые, старые времена в стране, именуемой СССР. Несмотря на все её издержки, авиация, особенно Гражданская, и малая в том числе, тогда процветала, чего нельзя сказать сейчас о Российской авиации и прочих стран СНГ. (Мнение лично моё и я не утверждаю, что самое правильное).

С уважением, жму кисть, полковник Чечель.

  П.С.   Дело против летчика морской авиации Сергея Нефедова прекратили за отсутствием состава, сообщили газете ВЗГЛЯД в следственном управлении Балтфлота. Ошибка пилота во время полета стараниями не в меру ретивых следователей чуть не превратилась в громкое уголовное преступление. В чем обвиняли Нефедова, и какой урок надо извлечь из его, действительно имевшего место, проступка?

     Прекращено уголовное преследование летчика морской авиации Балтфлота, старшего лейтенанта Сергея Нефедова, которого отстранили из-за повреждения самолета Су-27П при заходе на посадку. «Дело закрыто ввиду отсутствия события преступления, – сообщили в понедельник газете ВЗГЛЯД в военно-следственном управлении по Балтфлоту. – Офицер уже приступил к исполнению своих обязанностей».

     Дело было закрыто после вмешательства министра обороны Сергея Шойгу.

     Министр после публикаций об этом деле попросил главного военного прокурора взять дело под личный контроль. В ближайшее время Нефедов сможет приступить к службе, начнет подготовку к полетам.

Газета ВЗГЛЯД первой рассказала об истории Нефедова и в дальнейшем следила за тем, как развивалось его дело.

    Напомним, в мае прошлого года офицер в ходе тренировочного полета на СУ-27П при заходе на посадку случайно переключил не тот тумблер. Из-за этого истребитель на скорости свыше 250 км/ч сложил переднюю стойку шасси и «пропахал» взлетную полосу. Боевая машина получила повреждения, которые были устранены силами технической части авиаполка в течение месяца. По оценке экспертов, близких к морской авиации, если машина через несколько недель была отремонтирована и вошла в строй, следовательно, повреждение было не слишком серьезным. Сам летчик, к счастью, остался цел и невредим.

   За инцидент, который, по мнению ветеранов авиации, следовало отнести в худшем случае к дисциплинарным проступкам, с энтузиазмом взялись в военно-следственном управлении (ВСУ) по Балтийскому флоту. Старшему лейтенанту было предъявлено обвинение по статье 351 УК – «Нарушение правил полетов и подготовки к ним». В подготовленных следствием документах утверждалось: молодой пилот своими действиями нанес Минобороны существенный ущерб в 27 миллионов рублей.

    Несмотря на то, что на защиту летчика единодушно встали признанные в области военной авиации авторитеты, в феврале этого года Сергей Нефедов был приговорен к двум годам лишения свободы условно. Однако месяц спустя суд второй инстанции отменил приговор и направил дело на доследование.

    Военно-следственное управление по Балтфлоту (где ранее отказывались от общения с прессой) продолжало настаивать: офицер совершил преступление и нанес Министерству обороны существенный материальный ущерб.

    «Если действительно закрыли это уголовное дело, то, конечно, справедливость восторжествовала», – констатировал в комментарии газете ВЗГЛЯД генерал-полковник авиации в отставке Владимир Дейнека.

    «Не знаю, какие выводы сделаны, как было закрыто дело – просто пригрозили пальчиком и закрыли, или все же провели правильное расследование и правильно сделали выводы, которые будут доведены в том числе до летного состава авиации и ВВС, и морской авиации, и армейской», – отметил Дейнека. Нужно донести, что в случае Нефедова была допущена ошибка в технике пилотирования. Ну что же, никто не застрахован от ошибок. Почему это произошло, тоже понятно – была недоученность, может быть, эргономика немножко была замешана... Нужно все это устранить и запустить полеты, конечно. Это нормальное рабочее состояние, в этом учеба и заключается. Это тоже учеба, тоже наука», – добавил собеседник.

     Но что касается прекращения уголовного дела, то это следует лишь приветствовать, подчеркнул генерал-полковник Дейнека. «Перед Нефедовым нужно извиниться, ему нанесен очень большой вред. Очень плохо поступили, очень», – заметил собеседник.

    П.С.№2 Добавить замечания: Альберт Иванович, спасибо за замечания. Слово "дурная" заменяю на "более сложная" и объясню почему. За 32 года службы в авиации я видел всего два случая возбуждения уголовного дела против лётчиков. Первый - осудили на 7 лет командира АН-12 за неудачную посадку в Камрани, когда погибло 27 человек пассажиров и экипаж. Спаслись только три человека: сам командир и два человека, которые сидели в кормовой кабине. И молодому лётчику с МИГ-25 присудили штраф 34 тысячи рублей за лес, сгоревший при падении самолёта после его катапультирования с высоты 150 метров, хотя там полностью вина вышестоящих командиров - послали на учения не боеготового лётчика.

      Сейчас же любое сообщение об авиационном происшествии в СМИ начинается словами: "Возбуждено уголовное дело" - маразм да и только. Ещё ничего не известно: причины, обстоятельства, виновники, а дело уже возбуждено. Причём - не летающие судят летающих!!! Что касается не достойных командиров, я сразу сказал, что мне повезло, в Морской авиации я таких не наблюдал. Но в ВВС были, и указал в какой книге Б.А.Нестерова эти примеры можно найти.

С уважением, ВВЧ.

Рецензии

Василий Васильевич, вижу, Вы значительно переделали свой первоначальный вариант статьи. Признаю - стало намного лучше.
И тем не менее выражение: "Но сейчас в Российских ВВС система стала ещё более "дурная", - Вы не убрали. Пообещали: "Чуть ниже я ещё о ней выскажусь", - но увы, так и не последовало в объяснение почему, на каких основаниях вы так судите о ситуации в российских ВВС. Где факты? Тот, который Вы имели в виду, (суд над летчиком Нефедовым), рассосался...
Кстати, я не зря Вам писал, что отстоять своего подчиненного, даже в суде, начальник, если он убежден в его невиновности, (или в незначительной степени вины), ОБЯЗАН. И что для того надо сделать.

В рассказе о благополучном исходе дела Нефедова звучит МО Шойгу. Да не в нем дело, Василий Васильевич! А в том, что начальники Нефедова дошли до него!
Мне только непонятно, что они делали раньше...
Но всё хорошо, что хорошо кончается. Вот так бы и со всеми неприятностями в Новом году и всегда.
Вам здоровья, и еще раз здоровья! С уважением,

С уважением, ВВЧ.

Другие Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Другие рассказы автора на канале:

Полковник Чечель | Литературный салон "Авиатор" | Дзен