Склонность людей к агрессивным деяниям авторы пробовали разъяснять по-разному.
Одной из первых появилась точка зрения, сообразно которой у животных и у людей есть природный «инстинкт агрессивности».
З. Фрейд ориентировал на инстинктивные базы человеческого рвения к разрушению, полагая бесплодными пробы остановить этот процесс.
В 1939 г. Дж. Доллардом, который сделал большой вклад в экспериментальную психологию, антропологию и социологию, была предложена концепция фрустрации (психическое состояние, которое проявляется в ситуации настоящей или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или других потребностей, или, проще говоря, в ситуации несоответствия желаний имеющимся способностям) – агрессии, в которой утверждается что: фрустрация постоянно приводит к агрессии в какой-нибудь форме; агрессия постоянно является итогом фрустрации.
Другая точка зрения на возникновение агрессивного поведения представлена в теории социального учения, предложенная американским психологом, который популярен своими исследованиями проблем человечной агрессивности Леонардо Берковитца. Для появления и распространения агрессивного поведения на установленный предмет, объект или субъект, нужно чтоб было два условия: первое условие выражается в препятствии, появляющееся на пути контрольной целенаправленной деятельности, которая вызывает у отдельного человека или группы людей некие реакции гнева или ярости; второе условие выражается в том, что в определенным препятствием воспринимается либо отдельный человек, либо группа людей.
Агрессивные деяния разглядывают не только как итог фрустрации, но и как определенные последствия конкретных научений, воспроизведения людьми или отдельным человеком. Агрессивное поведение в данной концепции можно трактовать как итог последующих когнитивных и других действий:
- оценка отдельным человеком и группой людей следствий собственного агрессивного поведения как позитивных действий;
- присутствие фрустрации;
- присутствие эмоционального перевозбуждения типа аффекта или стресса, который сопровождается внутренней напряженностью, отдельным человеком и группой людей от которой другие субъекты желают освободиться;
- присутствие подходящих объектов или субъектов агрессивного поведения, которым правомочно сбросить напряжение и аннулировать фрустрацию отдельным человеком и группой людей.
Говоря о факторах агрессии нужно учесть то факт, что агрессия является разнородной и разнообразной по собственной природе.
Можно рассмотреть различные типы и виды агрессии.
Реактивная агрессия и спонтанная агрессия. Ряд очень принципиальных различий отметил Фешбах С. В его понимании экспрессивная, враждебная и инструментальная агрессии. Экспрессивная агрессия он видит в качестве невольного взрыва бешенства, злости и ярости, который нецеленаправлен и быстро прекращается, при этом источники нарушения покоя не должны обязательно повиноваться нападению.
Наиболее принципиальным является выделение на враждебную агрессию и инструментальную агрессию. Целью враждебной агрессии является нанесение вреда отдельному человеку или группе лиц, в то время как инструментальная агрессия нацелена на достижение цели нейтрального характера, а саму агрессия, как таковая, используют только в качестве средства.
Фешбах С. разделяет инструментальную агрессию на индивидуальную агрессию и социально-мотивированную агрессию, а также своекорыстную агрессию и бескорыстную агрессию, или антисоциальную агрессию и просоциальную агрессию.
В психологии имеется чрезвычайно немало теорий, которые объясняют возникновение и создание агрессии у ребенка:
- нативистская или инстинктивная теории;
- интрапсихическая или фрустрационная теории;
- нейробиологическая теория;
- теории социального научения;
- инновационная мотивационная теория.
Нативистская, инстинктивная теории агрессии (Фрейд З., Лоренц К.). Данные теории рассматривают агрессивность в качестве врожденного характеристики личностей, результатом высокого уровня которой является агрессивное действие.
По понятию Лоренца К., агрессия отдельного человека или группы людей имеет биологические предпосылки и обусловлена генетически, при этом ее смысл содержится не в разрушении, а в адаптации к условиям жизнедеятельности. Если эти условия не позволяют агрессивной энергии отдельного человека или группы людей реализоваться, то ее подавляют до тех пор, пока не покажутся определенные благоприятные условия для ее проявления. Лоренц К. утверждал, что у отдельного человека или группы людей отсутствует врожденный механизм торможения агрессии, торможение злости гарантируется только культурными, социальными нормами. С такой точки зрения, агрессию отдельного ребенка или группы детей необходимо воспринимать как естественный процесс, а принципиальная и очень важная роль семейного обучения содержится в том, чтобы воспитать у малыша культурные и социальные нормы, какие позволяли бы ее тормозить. Соответственно, агрессия будет развиваться в семьях, где ребенку или детям не прививают культурные и социальные нормы, то есть, в семьях с низким культурным и социальным уровнем.
Интрапсихическая, фрустрационная теории (Доллард Д., Фромм Э., Миллер Н., Азрин Е.) нацелены на поиск обстоятельств агрессивного поведения малыша во внешних причинах, в том числе в семейных отношениях.
По мнению приверженцев теории социального научения Бандуры А. и Вальтерса Р., агрессивное поведение возникает у ребенка не слету, проявлением вспышек ярости очень часто характеризуется возрастным периодом от одного года до двух лет. Сначала ребенок может сердиться на неодушевленный предмет: к примеру, на стол, об который ударился; на носочки, какие никак не хотят надеваться на ноги, на игрушки, которые ломаются; на дверь, которая с трудом открывается и т.п. Затем возникает гнев, который распространяется на взрослых окружающих малыша: на маму, на папу, на братьев, на сестер, на бабушек или на дедушек, на соседей, на воспитателей, педагогов или других взрослых.
В современных мотивационных теориях агрессивность определяется тенденциями к агрессии, которая представляет собой расположение отдельного человека или группы людей к оценке многих ситуаций и действий как грозящих, благодаря чему отдельный человек или группа людей реагирует на них своими агрессивными действиями.
В согласовании с данной концепцией, агрессия возникает как результат трудного мотивационного состояния отдельного человека или группы людей, ребенка или группы детей, в котором можно отметить как побуждающий компонент, вызванный враждебностью, гневом, так и тормозящий, вызванный культурными стереотипами, ужасом наказания за свое агрессивное поведение.
Современные отечественные психологи, такие как, Людмила Викторовна Пасечник, и, больше ранний, Владимир Николаевич Дружинин, считают, что завышенная раздражительность и злоба свойственна почтив всем детям независимо от их возраста и общественного положения семей.
По их мнению, это связано с тем, что современный ребенок нередко сталкивается с давлением, жестокостью, разводом родителей, а главная причина - недостающий интерес к его проблемам со стороны близких взрослых, какие обязаны огромную часть личного времени проводить на работе. В результате ребенок чувствует себя незащищенными в среде, в которой находится, отсюда возникает раздражительность и злость, за которым следует наказание от родителей в качестве воспитательное меры, которая нацелена на снижение агрессивности и на создание неагрессивного поведения малыша.
В предоставленной ситуации, американский исследователь, канадский клинический исследователь в области психологии, профессор в Университете Таронто Джордан Паттерсон считает, что нейтральная позиция родителей на агрессивность малыша является более эффективной.
В целом подчеркнем, что особое место исследованию агрессивных тенденций отведено наукам психологического сектора. Неоднозначность и многоплановость феномена агрессии и агрессивности определило происхождение широкого спектра теорий, которая каждая по-своему видит природу агрессивных явлений.
Критерии классификации видов и форм агрессии перекликаются и накладываются друг на друга, при чем, нет четкого дифференцирования форм и видов агрессивных проявлений.