Некоторое время назад на нашем портале были опубликованы результаты исследования английских ученых, которые выяснили, что чаще всего жертвами сексуального насилия становятся дети, чьи родители страдали психическими заболеваниями или зависимостью от психоактивных веществ, а также сами пережили насилие со стороны партнеров. Кроме того, оказалось, что при наличии хотя бы одного из указанных факторов риска вероятность сексуального насилия в детстве резко возрастала. Почему же по сей день юное поколение не чувствует себя в безопасности и так часто сталкивается с жестоким обращением? Можно ли предотвратить угрозу и как поступать близким взрослым, если самое страшное уже произошло, разбиралась наша редакция.
Виды семейного насилия и их последствия
Насилие – это не только применение физической силы, но и любые действия, сознательная цель которых контролировать или подчинить себе другого человека с помощью страха, унижения, запугивания, обвинения, принуждения, манипуляции. Семейное насилие подразделяется на четыре вида: сексуальное (действия интимного характера в отношении несовершеннолетнего), психологическое (эмоциональное давление), физическое (телесные наказания) и пренебрежение нуждами ребенка (игнорирование его потребностей).
Дети, осознавшие ужас насильственных действий, но неспособные им противостоять, подвержены фобиям, ночным кошмарам, депрессивным состояниям, склонны к самобичеванию или неконтролируемым вспышкам агрессии, направленным на более слабых людей или животных. Иногда дети и подростки убегают из дома или пытаются покончить жизнь самоубийством. Большинство же несовершеннолетних, переживших насилие, замыкаются в себе и, даже повзрослев, не идут на близкие и доверительные отношения с другими людьми.
С точки зрения нейрофизиологии, насилие затрудняет развитие детского мозга и влияет на формирование незрелой, инфантильной личности.
У тех, кто в детстве регулярно переживал насилие, уменьшены размеры отделов мозга, которые обрабатывают эмоциональную информацию и отвечают за память. У таких людей нарушен обмен некоторых нейромедиаторов (в частности, окситоцина, который отвечает за формирование привязанностей) и веществ, связанных с регуляцией состояния стресса.
Кроме того, неправильно работает и так называемая мозговая система подкрепления: позитивный опыт не служит детям ориентиром, они становятся менее чувствительными к тем сигналам внешней среды, которые способны указать путь к успеху. Зато чувствительность к опасности остается на высоком уровне, что делает этих людей менее решительными и мотивированными на саморазвитие уже во взрослом возрасте, – утверждает нейропсихолог Ольга Семенова.
Если в семье практикуются физические наказания, в родном доме у ребенка нет права на неприкосновенность, он не может научиться говорить «нет» малознакомым людям. Иногда такие дети превращаются в манипуляторов, которые намеренно провоцируют гнев старших родственников. Насилие искажает границы детской реальности, рушит авторитет родителя и доверие к нему, загоняет ребенка в ловушку. Наконец, любовь связывается с болью. Став взрослым, тот, кто в детстве подвергался насилию (особенно девочка – со стороны отца), либо подыскивает себе партнера, который будет причинять боль, либо сам находится в постоянном напряжении и в ожидании боли.
Как предотвратить насилие и проработать последствия травм
Что же могут сделать взрослые, чтобы не допустить непоправимого или помочь уже пострадавшему ребенку исцелиться от боли всех видов, ставшей результатом насилия?
Психологи, физиологи в области раннего развития и педагоги разработали для этого ряд специальных рекомендаций.
- Говорить детям о своих чувствах: злости, обиде, тревоге, бессилии.
- Признавать свои ошибки и просить прощения, если все-таки не сдержались.
- Признавать чувства ребенка, возникающие в ответ на действия взрослого.
- Предварительно обсуждать с детьми наказания: какие именно последствия повлекут за собой те или иные действия.
- Договариваться о технике безопасности.
- Поощрять желательное поведение, не воспринимать его как само собой разумеющееся.
- Просить о помощи близких, когда чувствуете, что усталость достигла того уровня, когда уже сложно себя контролировать.
- Научить ребенка просить разрешения перед тем, как обнять товарища по играм. Никогда не заставлять обнимать или целовать кого-то, если он не хочет, — какой бы ни была причина.
- Учить ребенка с самого раннего возраста, что «нет» и «стоп» очень нужные слова и их нужно уважать, а также самому говорить «нет», если что-либо не нравится, не стесняться выражать свои действия словами.
- Приучать ребенка к тому, что только он хозяин своего тела. К примеру, когда вы моете его, всегда спрашивайте: «Помыть тебе спинку?»
- Научить ребенка помогать, если кто-то оказался в затруднительном положении, но также и тому, что взрослому должен помогать взрослый человек.
- Развивать эмпатию, называя и объясняя ребенку его собственные эмоции и то, какие чувства его поступки вызывают у других.
- Говорить с ребенком об изменениях его тела спокойно и по-научному.
- Учить детей уважать пространство друг друга. Уметь выходить из игры, когда она принимает нежелательный оборот, и не впадать в ступор, столкнувшись с насилием. Доверять своей интуиции, если что-то вызывает сомнения и опасения.
- Учить ребенка и его друзей использовать в играх специальные «слова безопасности» или «слово — спасательный круг» и останавливать игру, делать тайм-аут, чтобы убедиться, что все хорошо.
- Разговаривать с ребенком о его ощущениях, чтобы он не копил тяжелые переживания.
- Приучить ребенка следить за выражением лица людей, чтобы понять, когда кто-то из товарищей шутит и когда ему по-настоящему больно.
- Обсуждать с ребенком сложные ситуации, в которые он мог попасть в течение дня. Выражать готовность выслушать его, что бы ни случилось.
- Учить осознанию того, что у действий всегда есть последствия, за которые предусмотрена ответственность.
Государство на страже интересов ребенка
В числе государственных мер по предотвращению жестокого обращения с детьми можно назвать: оказание поддержки родителям и опекунам и их обучение по вопросам развития ребенка и здравых и позитивных методов воспитания детей; пропаганда норм и ценностей, способствующих просоциальному поведению и отказу от насилия; разработка мер по росту дохода и улучшению экономического положения семей для повышения уровня расходов на нужды детей; создание служб помощи детям, пережившим насилие; создание и поддержание безопасной среды для детей; обеспечение соблюдения законов (например, о запрете на жестокие формы наказания детей родителями, учителями и опекунами).
Чтобы воспитать детей полноценными и здоровыми членами общества, нам, взрослым, необходимо помнить, что гуманное обращение с юным поколением – залог лучшего будущего, процветания институтов семьи и государства.
Создание условий для защиты ребенка от всех видов семейного насилия – первый и самый значимый шаг в этом направлении.
Оригинальная статья размещена здесь.
Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.