Найти тему
Новости Узбекистана Podrobno.uz

Вакцина от ковида, свадьбы и карантинные зоны. Российский инфекционист рассказал о визите в Узбекистан

Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Будет ли Узбекистан покупать российскую вакцину от коронавируса, стоит ли ждать второй волны, опасны ли свадьбы в распространении ковида и нужно ли было создавать карантинные зоны в интервью корреспонденту Podrobno.uz рассказала доктор медицинских наук, инфекционист, кардиолог, руководитель отдела клинических исследований ЦНИИ Роспотребнадзора Татьяна Руженцова.

– Оцените, пожалуйста, систему борьбы с коронавирусом в Узбекистане, каковы ее плюсы и минусы, насколько она отличается от российской?

– В целом я вижу, что вся медицинская служба Узбекистана старается обеспечить наиболее благоприятные результаты в борьбе с коронавирусом. У вас построены прекрасные стационары, в которых есть возможность лечения больных, есть оборудование, но в данный момент им необходимо дополнительное оснащение. Речь идет о лабораторных диагностических аппаратах, оборудовании для диагностики осложнений, мультиспиральной компьютерной томографии.

Исходя из опыта, скажу, что в разных странах применяют свои подходы к противоэпидемиологическим мероприятиям, к диагностике и лечению пациентов с коронавирусной инфекцией. Мы поделились с узбекскими коллегами своим опытом.

В России большое количество заболевших и пик были достаточно давно, в мае. И в тот момент мы получили колоссальный опыт по ведению пациентов, который в дальнейшем позволил достичь благополучного состояния в плане контроля распространения вируса. Сейчас у нас много бессимптомных больных, а реанимации – практически пустые. И в этом плане мы поделились своим опытом с коллегами из Узбекистана, как мы достигли такого результата.  

– На ваш взгляд, ожидает ли Узбекистан так называемая вторая волна или болезнь пойдет на спад?

– Общаясь с местными коллегами, мы поняли, что наиболее высокая заболеваемость была в конце июля, сейчас, в целом, заболеваемость идет на спад. Но мы понимаем, что снятие ограничений может привести к некоторому росту. Мы это видели на примере других стран, когда фиксировался рост числа новых выявленных случаев инфицирования в ответ на снятие ограничений.

Конечно, процесс снятия ограничений нужно контролировать. И если будет очередной рост, необходимо вводить новые ограничения. Чтобы избежать очередного карантина, нужно соблюдать все рекомендации врачей.

Важно понимать, что любое смягчение карантинных мероприятий способно привести к росту числа новых случаев. Это связано с тем, что при снятии ограничений открываются учреждения общепита, объекты культуры и досуга, и в таких условиях создается возможность контакта и передачи вируса от одного человека другому. Особенно это опасно при бессимптомном носительстве коронавирусной инфекции, когда передача другому человеку может быть даже во время инкубационного периода, то есть еще до начала проявления симптомов.

Поэтому нужно обязательно соблюдать масочный режим и использовать дезинфицирующие средства, перчатки, стараться соблюдать социальную дистанцию не менее 1,5-2 метров. Предпочтительно проводить все встречи и мероприятия на улице, на открытом воздухе, где действует высокая температура, ультрафиолет и меньше риск передачи инфекции.

Где наибольшее число случаев распространения инфекции? Это, как правило, закрытые помещения. Мы понимаем, что с одной стороны, температурные условия в Узбекистане сейчас достаточно благоприятны. Так, жаркий воздух, высокая температура и достаточно низкая влажность способствуют тому, что вирус живет непродолжительное количество времени. Эти температурные условия прерывают контактный путь передачи.

Но мы должны понимать, что остается прямой путь передачи, поскольку воздушно-капельная инфекция передается в основном при прямом контакте. На прямую передачу вируса температура и влажность воздуха не действует. Представьте – комната с кондиционером, где температура около 20 градусов, причем это помещение не проветривается. Все это – хорошие условия для распространения вируса.

Мы это наблюдали в других странах, например, в Бразилии, когда высокая температура воздуха, большая влажность и сезон дождей привели к тому, что люди, в основном, находились в помещениях. В результате был зафиксирован большой рост числа заболевших, так как передача инфекции чаще всего происходит в помещениях, где не работает солнечный ультрафиолет. Поэтому, по возможности, не надо находится в помещении, где большое скопление людей.

– Российская вакцина стала резонансной новостью во всем мире. В ходе вашего визита обсуждается ли вопрос о приобретении Узбекистаном этой вакцины?

– В целом вопрос о вакцине обсуждается постоянно. О ней спрашивают абсолютно все – и руководители, и врачи, и другой медицинский персонал, это очень актуально. Действительно, этот вопрос сейчас очень оживленно обсуждается.

Мы понимаем, что имеем первую зарегистрированную вакцину, которая показала свою эффективность и безопасность. Мы знаем, что вакцина переносится достаточно легко. Серьезных нежелательных явлений у вакцинированных не проявляется. Это только небольшое повышение температуры, недомогание, гриппоподобная симптоматика, которая отмечается при любой вакцинации против других инфекций. И мы увидели, что на эту вакцину вырабатываются антитела, то есть вырабатывается иммунитет.

Дальше, конечно, предстоят большие испытания, тут только время покажет, какая необходима кратность введения этих вакцин. Также готовится к регистрации еще одна вакцина – пептидная, такой тип вакцины относится к наиболее безопасным. Ее разрабатывает Новосибирский институт. Она была проверена на большом числе животных, затем на первых добровольцах, показала свою эффективность и безопасность. В скором времени она будет зарегистрирована, появятся достаточные объемы производства, чтобы поделиться с гражданами других стран.

Что касается покупки Узбекистаном вакцины, детали обсуждаются, конкретики пока нет.

– Будет ли Россия поставлять в Узбекистан новые партии тест-систем, медицинские препараты и оборудование для лечения ковида?

– Эти вопросы также обсуждаются. Пока мы уточняем, в чем есть необходимость. С одной стороны, мы увидели с чем сейчас работают здесь наши коллеги. И, конечно, в процессе обсуждения, за нашу поездку мы придем к какому-то мнению.

– В Узбекистане со смягчением карантина снова разрешили проводить свадьбы. Как вы относитесь, как специалист, к такому смягчению? Не поспешили ли власти?

– Мы всегда ориентируемся на объективные цифры. Если есть устойчивый спад, снижение числа новых инфицированных, уменьшение числа случаев тяжелого течения внебольничных пневмоний, то это значит, можно ослабить меры. Очень важный показатель – наличие свободного коечного фонда, то есть резерва. Мы увидели, что в Узбекистане этот резерв есть, особенно в обычных отделениях медицинских учреждений.

Это общемировая тактика – если все эти объективные показатели позволяют, то ограничительные меры снимаются. Но здесь, опять же, нужно понимать, что каждый человек должен предпринимать ряд важных мер, чтобы не заболеть.

Что касается свадеб, то они должны проводится не в закрытых помещениях, а на открытом воздухе. Если свадьбы будут организованы на открытом воздухе, с доступом солнечного света в эти места, если будут соблюдаться меры дезинфекции, социальная дистанция, безусловно, проводить их можно, так как риск передачи инфекции здесь будет небольшим.

– Узбекистан с первых дней распространения вируса создал специальные карантинные зоны. Исходя из мировой практики, насколько оправдана такая практика?

– В целом мы понимаем, что ограничение территорий на карантинные зоны в борьбе с инфекционным заболеванием просто необходимо. Также необходимы специальные ограничительные меры и карантинные зоны. Поэтому, я считаю, что в целом эта мера не только оправдана, но и необходима в борьбе с такой агрессивной инфекцией.

Актуальные новости, объективный анализ и эксклюзивные комментарии. Найди Podrobno.uz в Google News.