Найти в Дзене
Dr. Mitenkov

Как мы лечили больных с covid-19

Приветствую тебя, дорогой читатель. Заранее извиняюсь за сумбурность своего рассказа, так как не обладаю художественным талантом, да и события, описанные ниже, не являются художественным произведением и выдумкой, а являются событиями, пережитыми мной лично. Являются правдой о том, как я и другие врачи моей больницы столкнулись с коронавирусной инфекцией.

Приветствую тебя, дорогой читатель. Заранее извиняюсь за сумбурность своего рассказа, так как не обладаю художественным талантом, да и события, описанные ниже, не являются художественным произведением и выдумкой, а являются событиями, пережитыми мной лично. Являются правдой о том, как я и другие врачи моей больницы столкнулись с коронавирусной инфекцией, как было все организовано и как мы лечили в самом начале и в дальнейшем.

Работаю я в одной из крупных больниц Москвы, которая никакого отношения к инфекционным болезням не имела, да и специальность моя с инфекционными болезнями не связана, я врач-химиотерапевт. В процессе своей работы с ковидной инфекцией, я узнал, что далеко не все пациенты в курсе, что это за специальность такая, но это отношения к теме статьи не имеет.

Итак, в марте 2020 года, когда коронавирусная инфекция только набирала обороты в России, в частности в нашем городе, нам объявили, что вся больница будет перепрофилирована для лечения больных с covid-19. Если коротко, то нас это не обрадовало по нескольким причинам.

-2

Первая, она же и самая важная, нам пришлось выписать всех наших пациентов и направить их в другие учреждения для дальнейшего лечения. Больные были от данной новости не в восторге, многие из них лечились у нас несколько лет и прошли большое количество химиотерапевтического лечения, привыкли к врачам, медсестрам, знали весь порядок проводимого лечения, а тут вдруг нужно было искать другое место лечения. Да и у многих возникала проблема с транспортной доступностью.

Вторая проблема была в том, что ни у кого не было знаний того, как эта инфекция лечится. Но эту проблему достаточно оперативно решали. Выходили клинические рекомендации по обследованию и лечению, которые чуть ли не каждую неделю- две обновлялись и дополнялись.

Вот такие сертификаты мы получили после изучения рекомендаций по лечению covid-19 (это не мой сертификат, скачал его для примера).
Вот такие сертификаты мы получили после изучения рекомендаций по лечению covid-19 (это не мой сертификат, скачал его для примера).

В общем, подготовка к приему коронавирусных пациентов началась. Были построены временные корпусы, в случае поступления большого количества больных, проведен ремонт в основных зданиях больницы. Закупили защитные костюмы и другие средства защиты. О них я расскажу ниже.

Вот в таком виде мы работали в грязной зоне.
Вот в таком виде мы работали в грязной зоне.

И вот, спустя пару недель подготовки, ремонта и закупки материалов, больница была открыта к приемы больных с covid-19.

Работа у нас была разделена по зонам (синяя и красная). В первой зоне (чистой) находился медицинский персонал, заполняющий медицинскую документацию. Так же там находились зона отдыха для персонала, столовая, раздевалки и переходы в красную зону. Красная зона (грязная). Это отделения больницы, в которой располагаются больные с covid-19 и медицинский персонал, работающий с ними.

Предварительно, работа у нас была разделена следующий образом: было создано 10 отделений терапии, 3 отделения реанимации, диагностическая служба. В каждом отделении насчитывалось более 60 коек, которые очень быстро заполнились. В каждом отделении планировалось по 2 врача, работающих в день, 2 дежурных врача и медсестры (к сожалению, я не знаю сколько сестер работало в одной смене).

Я был дежурным врачом и предполагалось, что работать дежурные будут сутки через трое. По 4 часа проводить в грязной зоне, затем 4 часа перерыв и так на протяжении всех суток. В общем, планировалось в грязную зону заходить за сутки 3 раза, меняя другого дежурного врача. К сожалению, уже спустя неделю, работали мы по совсем другому графику, но обо всем по порядку.

Наступило мое первое дежурство. это я в свое первое дежурство. На тот момент больные еще не поступали.

На тот момент я еще не до конца понимал с чем придется столкнуться. На тот момент я слышал только рассказы других врачей, работавших в других больницах, уже перепрофилированных под больных с коронавирусной инфекцией. Признаюсь, было страшновато, но куда деваться, пошел переоделся, надел защитный костюм, полнолицевую маску и пошел в грязную зону. С обеспечением средствами защиты в нашей больнице был полный порядок. Были закуплены костюмы, бахилы, целых три вида масок. В последствии, были некоторые проблемы, но и они решились.

На выбор нам были доступны вот такие маски:

-5

-6

-7

По началу я выбирал именно полнолицевую защитную маску. Она полностью закрывала лицо, но у нее был один существенный минус. Маска была очень тяжелая и находится в ней 4 часа (а на практике 7-8), было достаточно сложно, шея болела постоянно.

В общем, выглядел я как-то так:

А это я в свое первое дежурство
А это я в свое первое дежурство

Итак, началось мое первое дежурство. Первые несколько часов отделение было относительно пустым, поступали первые больные, которым проводили необходимые обследования (брались мазки, СКТ органов грудной клетки, лабораторные анализы) и назначалась стартовая терапия. В таком умеренном темпе мы проработали несколько часов, после чего поток скоропомощных машин резко вырос. По 10-15 машин стояли в очереди по несколько часов в ожидании приема их больных.

Это фото не из моей больницы. Но и у нас были очереди из скорых не меньше.
Это фото не из моей больницы. Но и у нас были очереди из скорых не меньше.

Только за первые сутки в больницу поступило почти 200 человек. Каждого нужно было обследовать, осмотреть и рассказать о лечении. Мы старались распределять нагрузку. Лечащие врачи расписывали лечения, дежурные врачи осматривали больных.

В первый день в наше отделение поступило 23 человека. Больные поступали на протяжении всего дежурства. Первый раз я зашел в грязную зону в 8 утра, вышел оттуда в 16 часов вечера на перерыв. Была возможность передохнуть и поесть. Выходя на улицу из чистой зоны, я наблюдал за вереницей скоропомощных машин, в которой ждали своей очереди наши следующие пациенты.

-10

Так прошло мое первое дежурство, в 8 утра следующего дня я ушел домой. Отдохнуть удалось целых 3 дня, затем наступило мое следующее дежурство. К тому моменту больница была уже полностью загружена пациентами, но работы меньше не стало. Лечащие врачи все так же обследовали и лечили пациентов, моей же задачей было регулярно осматривать всех пациентов, принимать новых больных и расписывать им лечение. В день нужно было делать не меньше 4 обходов. Как правило, на один обход уходило порядка 2 часов, так как больных много и каждому из них нужно уделить внимание.

Медсестрам работалось не проще. Каждый день назначалось множество анализов, капельниц и таблеток. И успеть выполнить все назначения вовремя было практически не реально, но сестры с этим справлялись, хоть и с большим трудом, срываясь друг на друга, но справлялись.

Пациенты, как правило, у нас были тяжелые, с большим поражением легочной ткани, сопутствующими заболеваниями и дыхательной недостаточностью. Лечили всех по стандартам лечения, разработанных минздравом. На первых этапах основным препаратом лечения был гидроксихлорохин и другая симптоматическая терапия.

-11

Помогал ли гидроскихлорохин- не известно, но симптоматическая терапия точно работала. В дальнейшем рекомендации менялись, вместе с ним менялось и лечения. Проблема была в том, что специфического лечения не было (да и сейчас нет), основными препаратами были симптоматические. Нужно было облегчить состояние пациентов, снизить симптомы заболевания, чем мы достаточно успешно занимались.

В таком темпе у меня прошло 2 дежурства, затем в нашей больнице случилось следующая неприятность: один за другим начали заболевать врачи и медсестры, стало катастрофически не хватать людей. Буквально за несколько дней число здоровых сократилось на четверть. Мы начали работать сначала сутки через двое, затем и вообще сутки через сутки. Но и в таком темпе я проработал не долго. После очередного дежурства, я почувствовал себя плохо, появилась сильная слабость. Решил померить температуру, градусник показал значение в 39 градусов. Сомнений в том, что я заразился covid- 19 не было. Я ушел на больничный.

Может быть, я напишу небольшую статью о том, как я болел ковидом, как лечился и с чем пришлось столкнуться, но сейчас речь не об этом.

Спустя полтора месяца болезни, я вернулся к работе. К тому моменту ковидом переболели чуть ли не половина медицинского персонала. Снова вернулись к первичному графику работы, да и не было уже такого большого количества больных. В каждом отделении находилось около 40 пациентов, что достаточно сильно облегчало работу. Уже были до автоматизма отлажены системы обследований, лечения. Мы привыкли к этой работе, даже стало казаться, что наша привычная работа, которой мы занимались раньше, была когда-то очень давно. И вот, в концу лета, пришел приказ из минздрава, нашу больницу перепрофилировали обратно, вернули к привычной работе. Многие обрадовались этому известию, но были и те, кто хотел продолжить работу в ковиде.

На этом моя статья о работе в ковиде закончена. Скорее всего, она была очень сумбурной, может где-то непоследовательной, но в ней я хотел достаточно коротко рассказать вам о том, как я работал с больными covid-19, что происходило в самом начале и что было в конце всей этой истории.

Большое спасибо, что прочитали ее до конца. Здоровья вам.