Найти тему

В 50 лет жизнь только начинается!

"Теперь, когда мне 54, я это точно знаю", - довольно улыбается Юрий Порхун.

Разменяв полтинник, теперь уже бывший крымчанин кардинально изменил в своей жизни все: уволился из охранников, поступил на заочное отделение Новороссийской государственной морской академии, устроился матросом на танкер, обошел полмира. В этом году после защиты диплома по специальности "Судовождение" он сможет претендовать на должность капитана или его помощника.

- Юр, почему четыре года назад ты вдруг решил сделать такой резкий поворот в жизни?

- Не совсем вдруг, я с детства мечтал о море. Отец был моряком, служил в Новороссийске. В Магадане, куда родители переехали незадолго до моего рождения, он стал полярным летчиком. Тогда для этого достаточно было отучиться в ОСОАВИАХИМе.

Мое первое образование - товаровед-эксперт, я окончил университет технологий и управления в Москве. Мог остаться и работать в столице, но мама, вернувшаяся к тому времени на Кубань, настойчиво звала к себе. Я и сам понимал, что ей одной тяжело, и в 94-м году приехал в Крымск.

- Почему твоя мечта о работе в море начала воплощаться в жизнь практически перед пенсией?

- Так сложилось... А по состоянию здоровья и самочувствию, я думаю, что смогу работать еще долго. В нашем экипаже есть и 60-летние, которые не собираются уходить.

- И все-таки, что заставило тебя переступить порог морской академии в 2013 году?

- Я хотел узнать, как получить права на вождение катером. Родственники из Темрюкского района предложили мне свой, стоявший у них без дела.

Приехал в академию, познакомился с ректором, все ему рассказал: и про отца, и про родственников с катером, и про мечту жизни. Ректор послушал внимательно и предложил поступать к ним на судовождение.

- А на танкер как устроился? Я думала, это очень сложно.

- Непросто. Многие после окончания академии не могут найти работу. Но я, еще будучи охранником в порту, наводил справки: со всеми знакомился, разговаривал, расспрашивал. Знал: чтобы получить работу на судне, нужно иметь шесть сертификатов, то есть пройти специальное платное обучение, сдать экзамены. Пройдя через все эти этапы, заполнил анкету, поместил ее на сайте вакансий для моряков. Сначала меня пригласила на работу турецкая фирма, потом я устроился в кипрскую.

Наш танкер
Наш танкер

- С высшим образованием будет сложнее найти работу?

- Наоборот, для тех, у кого есть образование и опыт, вакансий больше и зарплата выше. Российским матросам с каждым годом приходится все сложнее: их вытесняют с рынка те же филиппинцы, профессиональный уровень которых ниже, но они согласны работать за гораздо меньшую оплату, при этом лучше знают английский, он у них практически второй родной.

- Что и куда вы возите?

- Нефтепродукты. Из Болгарии в Турцию, из Израиля на Украину. Иногда в море заправляли судна, в этот раз - рыбацкие около Мадагаскара.

Рыбаки с Мадагаскара
Рыбаки с Мадагаскара

- Сходите на берег?

- Да. Судно стоит в порту сутки-двое, иногда до двух недель. Есть время погулять по городу и даже съездить в соседние города.

Эфиопия. Аддис-Абеба
Эфиопия. Аддис-Абеба

- Какая страна была у тебя первой?

- Кипр.

- Понравился?

- Климат не ахти, погода ветреная, голые сопки, зелени совсем нет, только в отелях, и то в кадках.

- А какие были следующими?

- Болгария, Греция.реция. В магазине сувениров

- Что о них скажешь?

- Я был наслышан о золотых песках болгарских пляжей, поэтому не ожидал увидеть их в самый разгар сезона в июле-августе совершенно пустынными. Спрашиваю местных: «Где туристы? Где ваши знаменитые лечо, огурчики, сигареты?» Те в ответ только руками разводят. Отвечают, что сами все привозное из Египта едят. Курят самокрутки. Может, из экономии, а может, потому что, как они сами признаются, сигареты местного производства ужасного качества.

- А Греция тебе как?

- Первая мысль при встрече с ней была - как богата природа России. Здесь в основном камни.

- Кефалония очень зеленая.

- Там я не был. Мы прибыли в порт Пирей.

В порту Пирей.
В порту Пирей.

Оттуда я на электричке за полчаса добрался до Афин. Купил билет на экскурсию за 10 евро на развалины Акрополя. За 15 минут все обошел. Везде натянуты ленты, заходить за которые нельзя, трогать тоже ничего нельзя. На восстановление Акрополя все время собирают деньги, но говорят, что их разворовывают.

-6

В Африке я спокойно ходил по улицам даже ночью, а в Греции только и смотри за карманами.

Продукты ужасные. Купил баночку огурчиков, открыл, запах неприятный, хотел взять пальцами огурец, а он в кашу... Колбаса химией отдавала, хотя брал и подешевле, и подороже.

Всюду африканцы какой-то чепухой торгуют. У нас давно такое никто бы не купил.

- Но хоть что-то тебе там понравилось?

- Воздух хороший. У нас зима, а там все в цвету. Везде апельсиновые деревья. Позже узнал, что плоды их есть нельзя, это декоративный сорт.

Но даже у подножия Акрополя асфальт везде разбитый, домики скромные. То и дело думаешь, как мы в России хорошо живем!

- Поделись впечатлениями о Турции.

Проходим Босфорский пролив из Черного моря в Мраморное через Стамбул.
Проходим Босфорский пролив из Черного моря в Мраморное через Стамбул.

- Всегда мечтал посмотреть Голубую мечеть, был наслышан, что это шедевр исламской и мировой архитектуры, а будучи в Стамбуле, жил в пяти минутах ходьбы от нее. Был внутри, обошел снаружи вокруг... Остался несколько разочарованным. Наши храмы меня больше впечатляют.

Стамбул. На фоне Софийского собора
Стамбул. На фоне Софийского собора

- А как товаровед, что скажешь об их товарах?

- В Турции очень неплохие продукты. Произвело впечатление изобилие джемов и варений. Очень вкусные. Ягоды в них попадаются целиком, сахара в меру, все вкусовые качества сохранены, цены копеечные.

И чай их понравился. Настоящий, душистый, бодрящий. У нас в советское время из Индии такой привозили. В отеле в холле стоял всегда горячий самовар с заварником, и на входе меня встречал восхитительный аромат чая. На столах - восточные сладости - это бесплатное угощение для жителей отеля.

Гебзе. Вид с окна  отеля на Босфор.
Гебзе. Вид с окна отеля на Босфор.

Для привлечения туристов здесь все делается по максимуму и цены не дерут. Номер можно снять за 8-10 долларов, это 480-600 рублей. Для сравнения: в Афинах такой номер обойдется в 70 евро.

Мне понравилось, какие турки работяги. Стамбул вообще напоминает муравейник - везде кипит строительство. Обратил внимание, что в кафе у них сидят не как у нас - молодые, а взрослые мужчины лет 40. Разговаривают, играют в какие-то игры, напоминающие лото, пьют чай.

Чай у них везде. В парикмахерскую зашел. Мастер был занят, я хотел уйти, но он усадил меня за стол, принес чай, сладости и попросил подождать. Так они борются за каждого клиента.

Пролив Дарданеллы. Из Мраморного моря в Эгейское.
Пролив Дарданеллы. Из Мраморного моря в Эгейское.

- Твой английский позволяет тебе запросто общаться?

- Вполне. В школе я хорошо выучил немецкий. Английским интересовался, потому что очень любил музыку, в том числе зарубежную, и хотелось понимать, о чем поют, переводил тексты.

В университете в Москве уже как следует английский изучал, сдал экзамены на "отлично".

В академии тоже есть английский, но уже больше технический, со спе­цифическими морскими терминами.

-11

- Знаю, что ты человек очень общительный, за границей можешь подойти к незнакомому человеку и завести разговор?

- Запросто. Так чаще всего и делаю. Мне все интересно. С таксистами разговариваю, с продавцами, с людьми, которых встречаю в порту, в городах, куда приезжаю самостоятельно на экскурсии.

В Турции, например, познакомился с мамой и ее двумя дочками из Сибири. Работают челночницами: прилетают в Стамбул два раза в неделю, скупают товар в магазинах, где все по одной лире, а в России, естественно, продают дороже. Говорят, что довольны своим бизнесом.

В кафе разговорился с хозяином. Он в начале 90-х из Якутии в Стамбул перебрался.

В Греции пообщался с 60-летней женщиной - экскурсоводом, которая 25 лет назад приехала сюда из России, вышла замуж и осталась.

Там же в Акрополе познакомился с девушкой из Филиппин. Мы с ней обменялись на время экскурсии фотоаппаратами и снимали друг друга.

Я все время с кем-то разговариваю. Одновременно и свой разговорный английский улучшаю, и узнаю много интересного.

- А в вашей команде много россиян?

- Нет, в основном индусы, турки, итальянцы. Капитан - россиянин, мы с ним стали друзьями.

Гибралтарский пролив. Между Испанией и Морокко.
Гибралтарский пролив. Между Испанией и Морокко.

- Почему ты перешел из турецкой компании в кипрскую?

- Сначала я работал на танкере «Адриатик Маринер», но рейс совпал с сессией и мне пришлось отказаться от контракта. После сдачи сессии устроился на танкер «Любовь Рил».

- Работа очень тяжелая?

- Нет. Четыре часа вахта, восемь - двенадцать часов отдыхаешь.

На вахте
На вахте

- Матрос - это тот, кто все время дравит палубу?

- Зачем ее все время дравить? У нас на танкере палуба настолько чистая, что можешь голым лечь - не испачкаешься. Даже в машинном отделении идеальная чистота, чистый воздух, прохлада от кондиционеров. Матросы занимаются наведением порядка, ремонтом, могут что-то подкрасить, помочь при загрузке-разгрузке, хотя весь этот процесс автоматизирован. Меня сразу взяли матросом 1 класса (это высшая классификация), поэтому помогаю капитану.

-14

- В каких условиях живете на танкере?

- В шикарных. У каждого своя персональная каюта с кроватью и диваном. Если взял с собой ноутбук, смотри в свободное время фильмы. Там, где есть связь, общайся в соцсетях. Кормят 4 раза в день, бесплатно выдается спецодежда и химия.

- А зарплата?

- Смотря в какую компанию утроишься. Меня сначала должны были взять на российское судно, там обещали платить 40 тысяч рублей, но корабль продали. Турецкие и кипрские компании платят матросам около 2 тысяч долларов. С филиппинцами разговаривал, одни говорят, что за 30 евро в месяц работают, другие признались, что за еду в прямом смысле.

- Моряки любят выпить?

- Даже те, кто любят, себя ограничивают. Если проверка обнаружит у кого-то, несущего вахту, алкоголь в крови, то в ближайшем порту он за свой счет поедет домой.

Для меня запрет на алкоголь не проблема, никогда не имел к нему пагубного пристрастия, и не курю. Поэтому чувствую себя прекрасно, на здоровье не жалуюсь, строгие комиссии на проф­пригодность прохожу легко.

- Даже нет соблазна попробовать местные национальные напитки?

- В мусульманских странах алкоголь запрещен. Моряки с танкера рассказывали, с каким трудом нашли в Стамбуле маленький магазинчик с выпивкой. Набор в нем был минимальный, бутылки запылились от невостребованности. Хозяин пожаловался, что выручки никакой, только туристы его товаром интересуются. В Израиле, в Греции видел пьяных, в Турции - нет.

- Поделись впечатлениями об Израиле.

- Мы стояли в Хайфе. Портовый город очень грязный. Вдоль берега какие-то развалины заводов - картина, напоминающая начало 90-х в России. Тут же сараи, приспособленные под сауны, - на самом деле бордели, где работают в основном наши и украинские девочки. Мы попали в выходные, когда никто в стране не работает, даже проститутки, да еще и праздник какой-то был - все закрыто.

Порт Хайфа. Израиль
Порт Хайфа. Израиль

- Откуда такие глубокие познания о проститутках?

- Моряки рассказывали. Для многих из них досуг - поразвлекаться, пивка попить. Они посмеиваются над тем, что я стараюсь по историческим местам побывать, по музеям походить. Пока стояли в Израиле, я съездил в Иерусалим, в Вифлеем, в Назарет. Было интересно посмотреть на святые места, о которых в Библии читал.

В целом Израиль не понравился: ни климат, ни природа, ни продукты (дорогие, а вкус очень специфический, если не сказать отвратительный, и даже в дорогих ресторанах). Более-менее чисто у них только в туристических местах, а в других очень грязно, в России такого уже давно не увидишь.

- Куда пошли из Израиля?

- В украинские порты - Николаев и Измаил. Удивило, как не соответствует то, что говорят у нас, тому, что происходит там на самом деле. Во-первых, очень много русских. Живут с российскими паспортами, свободно разговаривают по-русски. Спрашиваю: «Есть проблемы?» Отвечают: «Никаких». Люди очень уважительные, вежливые. Везде чистота, красота, все отремонтировано. Памятник Ленину не только стоит в сохранности, на его постаменте все время лежит букет живых цветов. Про Россию вообще ничего плохого не говорят.

На наш корабль поднимались представители местного СБУ и прокуратуры из Киева, поскольку предыдущий экипаж, с которым мы работаем по очереди, заходил в Керчь. К нам претензий не было, но цель захода выясняли. Экипаж опросили вежливо, дипломатично. Капитан предполагал, что на берег не разрешат сойти. Нет, сказали, пожалуйста, гуляйте, где хотите, если вдруг возникнут проблемы - звоните.

-16

Продукты на Украине - я просто поражен был! - что ни купи, все качественное. В Измаиле капитан поручил мне (раз я по первому образованию товаровед) пойти выбрать провиант на весь экипаж. Но так не хотелось тратить день на закупки.

Оставили на рынке одному из продавцов список всего, что нам нужно, он пообещал выбрать все самое лучшее. Так же и в супермаркете. Нам нужно было мясо. Зашли к заведующей, та позвала мясника, представила: «Это российские ребята с судна, помоги им». Наш повар перечислил мяснику, чего и сколько нам нужно, и мы ушли смотреть город.

В Измаиле я сходил в музей Александра Васильевича Суворова, где хранится посмертная маска великого русского полководца. Небольшой музей, но интересный.

-17

Вечером мы забрали с рынка и с супермаркета товар, собранный нам на доверии. Предоставили и грузовик, и грузчиков. Когда распаковывали на судне пакеты, даже капитан удивился: ни на одном овоще или фрукте ни пятнышка, ни вмятинки, на мясе ни жилочки, ни пленочки - просто первосортный товар.

В разговоре с заведующей супермаркетом я узнал, что товар у них местный, а также привозят из Молдавии и Белоруссии. А насчет порядка, рассказала, что в ходе реформ (а у них там сейчас что-то типа нашей перестройки) контроль взяли на себя домовые комитеты, которые проверяют все: качество товара, услуг, как асфальт кладут. Такой народный контроль. И никто не хочет рисковать.

- Если бы ты выбирал страну для постоянного места жительства из тех, где уже побывал, в какой бы ты обосновался?

- На Мадагаскаре или в ЮАР.

-18

- Чем тебе так понравился четвертый по величине в мире остров?

- Очень красивое и спокойное место. Закаты бесподобные.

-19

А рано утром воздух наполняют такие ароматы местных растений, что любовь в душе возникает, стихи хочется писать.

- А люди?

- Скромные, приветливые, дружелюбные. Одеваются очень просто и украшения простенькие. Не обвешиваются, как наши женщины, золотом с ног до головы

- С кем-нибудь из мадагаскарцев пообщался близко?

- Да, познакомился с рыбаком, он пригласил приехать с семьей погостить у него в доме на побережье.

- Принял приглашение?

- Нет, слишком далеко и сложно добираться. Прямых авиарейсов из России нет, а из Парижа надо лететь 11-13 часов... Билет в один конец стоит около 50 тысяч рублей.

- Жить на острове дорого?

- Нет. Курс доллара в местной валюте ариари - 1 к 6 тысячам.

- Значит, наши 60 рублей можно обменять на 60 тысяч ари­ари. На что их хватит?

- В переводе на наши деньги: пообедать в недорогом ресторане можно за 130 рублей, билет в городском транспорте стоит 24 рубля, час поездки на такси обойдется в 120 рублей, булка свежеиспеченного белого хлеба (400 г) - 43 рубля, килограмм апельсинов - 90 рублей, аренда однокомнатной квартиры в центре города - 14 тысяч в месяц.

- А ЮАР чем понравился?

- Мы жили в Дурбане. Местные очень дружелюбны, и в отличие от других не потому, что им нужно тебе что-то продать.

 Дурбан . Мишель открыла мне Южную Африку.
Дурбан . Мишель открыла мне Южную Африку.

Дурбан - красивый и чистый город, прекрасные, чистые дороги. Я не видел, чтобы кто-то из окна машины выкинул бумажку или бутылку. Дорожные работники ходят по обочинам без пакетов для мусора - нечего собирать.

- Дороги платные?

- Да, но проезд обошелся нам всего в 10 рублей.

- А куда ты ехал?

- В сафари-парк, который находился в 60 километрах от Дурбана.

- Понравился?

- Чтобы обойти весь парк, надо дней 10. Тут и попугаи со всего мира, и тигры, в том числе белые, и рептилии...

- Реально поселиться в ЮАР?

- Вполне, двухкомнатная квартира в Дурбане стоит один миллион рублей.

Даже нелегалы здесь умудряются прижиться. Мне таксист по дороге в сафари-парк рассказал о людях, которые поселились неподалеку от Дурбана в самодельных домах из картона, фанеры и других подручных материалов. Каким-то образом запитались к электричеству, при этом ни за что не платят.

Мы заглянули в их поселение - действительно светло, не на каждом нашем хуторе столько фонарей. Таксист объяснил, что со временем они покупают квартиры, получают вид на жительство.

Безбилетные пассажиры
Безбилетные пассажиры

- Что в мире говорят о России?

- К сожалению, практически ничего. В плавании хочется узнать, что происходит на Родине, скучаешь, но в скольких странах был, про Россию нигде не говорят, у них там свои проблемы.

- Какие из стран произвели на тебя самое ужасное впечатление?

- Мозамбик и Джибути. Мозамбик - бывшая португальская колония. В 1975 году страна получила независимость. До начала 90-х здесь длилась гражданская война. Одна из беднейших стран мира. 80 процентов населения заняты сельским хозяйством, выращивают хлопок, кешью, сахарный тростник, кукурузу, кокосы, другие тропические фрукты. Но около 70 процентов населения живут за чертой бедности. Большой ущерб стране наносят регулярные стихийные бедствия. Бездом­ные люди живут возле помоек в картонных коробках. Есть, конечно, и дворцы, но в основном - нищета.

А Джибути находится на юго-востоке Африки. Крохотное государство. Его столица и порт называется так же - Джибути. На эксплуатации этого порта и свободной торговой зоны держится вся экономика страны, потому что природных ресурсов здесь нет, промышленность не развита, завозят все, даже продовольствие.

- Тебя потрясла нищета страны?

- К виду нищеты я к тому времени уже привык, но такую грязь видеть до этого не доходилось. Крысы, мыши. Тараканы всюду, огромные и маленькие, они толпами перебегают дорогу, заселяют гостиницы, даже на буксире, который вез нас до берега, они сидели на потолке, на стенах и сновали вокруг кружки капитана буксира. Тому все время приходилось их расталкивать, чтобы не лезли в его напиток. Вернувшись на танкер, мы тщательно вытрусили все свои вещи, чтобы случайно не пронести эту мерзость на судно.

- Вообще ничего красивого в Джибути не увидел?

- Судя по открытке, которую я купил в порту, в стране есть приличные места - на открытке были изображены площадь, дворец, фонтан. Но поскольку нам нужно было пробыть в Джибути только 4 часа, я не мог как следует посмотреть эту маленькую страну.

Наш экипаж не стал заселяться в номера предложенной нам гостиницы. Слишком грязно в ней все выглядело. Сидели внизу, в холле, где работал кондиционер. В оте­ле даже питьевой воды не было. Служащие посоветовали нам сходить купить ее в ресторане - 5 долларов за полторашку сомнительного качества.

- И ты сидел вместе со всеми в холле, даже не походил по городу?

- Походил, несмотря на то, что была ночь. Очень хотел какой-нибудь сувенир дочке купить.

- Как на тебя местные реагировали?

- Они стояли группами, разговаривали. Мелькнуло опасение, что могут вырвать из рук сумку с деньгами, но нет, взгляды у всех были дружелюбные, никаких попол­зновений в мою сторону никто не делал.

- Как они выглядят?

- Высокие, чернокожие и худые, как щепки, явно от недоедания.

- Но при этом на людей не бросаются.

- Когда я подошел к полицейскому, кажется, понял почему. Только сначала опишу, как выглядел сам полицейский. На нем была грязная белая рубашка, тоненький галстук-шнурок, рваные на коленях спортивные штаны. А стоял он возле дерева, на котором не было листьев, а с ветки свисала петля. Из его объяснения я понял, что воров в Джибути вешают без суда и следствия.

- Что еще в Джибути запомнилось?

- Как в порту на судно грузили большое стадо верблюдов.

- Сколько длится плавание?

- Контракт заключается на пять месяцев. Потом на пять месяцев заступает другой экипаж.

-22

- Можно это время отдыхать, имея гарантию, что через пять месяцев контракт снова заключат?

- Заключат или нет - это как себя зарекомендуешь. Можно отдыхать, можно на время отпуска устроиться на другое судно.

- Что имеет самое важное значение для продления контракта?

- В первую очередь ценится профессионализм, здоровье, знание языков, человеческие качества. Кстати, опыт работы на рыболовецких и военных судах не учитывается. Некоторые отслужившие офицеры приходят на гражданские суда матросами.

- Тебе приходилось стоять за штурвалом?

- Судно идет, как самолет, на автопилоте, по определенному маршруту и с заданной скоростью. Говоря "штурвал", ты, наверное, представляешь колесо с рукоятками? На танкере он больше напоминает автомобильный руль. На ручное управление судно переходит, только когда нужно разминуться в море с другим кораблем, при заходах в порты, проходах проливов, рек.

На капитанском мостике
На капитанском мостике

- Ты искупался в водах тех морей и океанов, где вы проходили?

- На пляжах купался, а с судна в воду прыгать нельзя. В чужих водах везде наблюдение - самолеты, камеры. Могут принять за нарушителя границы, и тогда возникнут большие проблемы.

- А рыбу с борта танкера ловить можно?

- Да, это не запрещено. Но экзотическую мы есть опасались. Как правило, чем она красочнее, тем ядовитее. В Индийском океане, в Атлантике чаще попадались зубастые хищники. Поймали рыбу-прилипалу. Уже мертвую приклеили к борту, потом с большим трудом оторвали.

-24

- Она какими-то присосками держится?

- В том-то и дело, что нет, в том месте, которым она прилипает, лишь острые, как лезвие, косточки.

- Акул видели?

- Видели, как рыбаки на Мадагаскаре вытащили пятиметровую. Я у них ее челюсть выпросил на память.

- Морепродуктов от души наелся?

- Крабов, креветок, омаров - вдоволь!

Летающая рыбка из Индийского океана
Летающая рыбка из Индийского океана
-26

- Моря и океаны как-то отличаются друг от друга?

- В первую очередь отношением к ним. В Средиземном море даже палубу нельзя мыть, чтобы, не дай Бог, грязная вода за борт не попала. В Босфоре запрещены все ремонтные работы на судах (сварка, ремонт). За 10 миль от берега к тебе подходит катер, с которого ведется контроль, и кружит вокруг. Не дай Бог, сигарету бросишь за борт! Капитан нас пре­дупреждает, чтобы даже спичку не зажигали, так как камерами наблюдения все отслеживается и штрафы очень серьезные. Наши черноморские воды очень загрязнены. Мусор плавает по поверхности и даже в мешках.

- Страшно в океане бывает?

- Да. Как-то вышел на палубу ночью в Атлантическом океане: темнота, гроза, огромные волны захлестывают танкер. Мысли в голове: «А ведь случается, тонут судна и никто не выживает»...

- Отчего это может произойти? Айсберги, подводные скалы?

- Бывает все проще: если груз неправильно расположили на палубе, судно может сломаться пополам.

- А пираты на вас нападали? Вы же были в Джибути, там, рядом, на так называемом Африканском Роге Сомали.

- Пираты выходили с нами на связь. Под видом береговой службы запросили информацию о судне: «Куда идете? Сколько человек на борту? Что везете?» Капитан быстро связался с настоящей береговой службой, те посоветовали ответить: «Идем пустые, зарплату не платят три месяца, на борту отряд вооруженных международных сил». После этого они потеряли к нам интерес.

Нападают пираты не на все суда, выборочно. Требуют, как я это понимаю, что-то типа дани за проход в их водах. За проход в заливах, например, того же Босфора, судоходные компании платят деньги. Сомалийцы считают, что им тоже должны платить, так как суда загрязняют их воды, убивают этим рыбу, лишая тем самым местных жителей еды. А раз отказываются платить, сомалийцы пытаются заставить их сделать это силой.

- Ой, вряд ли эти деньги идут на еду детям...

- Я тоже думаю, что за ними стоит какая-то мощная сила. Потому что уничтожить такую небольшую горстку людей при нынешнем уровне вооружения не представляет большого труда.

- Как компании защищают свои судна от пиратов?

- У нас на борту на этом участке были три человека международного спецназа: два индуса и испанец.

- Был от них какой-то толк?

- Если бы на нас напали - может быть, а так, они только уничтожили приличную долю провианта, который рассчитывается строго по количеству экипажа, целыми днями качали мышцы, по несколько раз в день принимали душ, хотя запасы воды тоже строго рассчитаны. С ними на борту нам нельзя было заходить в порты. Мы были рады, когда они сошли на берег.

Некоторые компании устанавливают на борту манекены спецназовцев с деревянным оружием, некоторые готовят своих бойцов, из числа экипажа.

- У вас в экипаже есть еще такие любознательные люди, как ты?

- Те, кто работают давно, по сотне раз побывали во многих странах, им уже неинтересно. Есть задавленные ипотеками и кредитами для детей и внуков, они экономят на выходах на берег. А мне, думаю, всегда и все будет интересно, независимо от возраста.

Африканское утро
Африканское утро

- Спасибо за увлекательный рассказ. Записывай все, издашь книгу со временем.

- Мне проще рассказать. Да и некогда этим заниматься, я же студент-­заочник, предстоит писать дипломную работу. Может, попозже когда-нибудь возьмусь и за книгу.

- Лет в 70? И снова скажешь: "О, жизнь только начинается!"

- Жизнерадостность - хорошее качество, особенно когда оно с годами не уменьшается, а только прибывает.

- Полностью с тобой согласна.

Беседовала Лариса Сафронова