Найти в Дзене
Журнал МУЗилка

Вспоминаем зарубежные рок хиты "нулевых" годов. 7 песен и исполнителей родом из Европы

Оглавление

Вторая серия виртуального музыкального путешествия в «золотую» для мировой рок-музыки эпоху нулевых. Продолжаем вспоминать яркие и знаковые хиты, ставшие для некоторых меломанов символами того времени. Первая публикация на эту тему содержала 7 ярких хитов, созданных исполнителями с североамериканского континента. Сегодня же мы отправимся в Европу, интересный и многообразный с музыкальной точки зрения регион.

Европейский континент и британские острова подарили немало интересных феноменов, ярких рок-звезд и запоминающихся хитов. В огромном многообразии отобрать всего 7 композиций оказалось намного сложнее, чем в предыдущей публикации. Готов понять тех читателей, кто не согласится с моим выбором. Единственная просьба – корректно высказываться по этому поводу.

Формат подборки не предполагает полноты, он всегда частичен и фрагментарен, особенно когда речь идет о конкретных исполнителях и песнях, ведь у каждого свои кумиры и свои любимые произведения, охватить огромный пласт музыкальной культуры просто невозможно.

Довольно вводных слов, давайте слушать музыку и говорить о конкретных группах и песнях.

Rammstein – Amerika

Второй сингл четвертого альбома Rammstein «Raise Raise», вышедший в 2004 году, повествует о проникновении американской культуры в различные уголки мира, что иллюстрируется в снятом на данную композицию видеоклипе. Тема актуальная как для того времени, так и для современности.

Ироническое «воспевание» американизации и глобализации – показательно и символично в контексте облика группы и того места, которое она заняла в мировой музыкальной культуре. «Rammstein» – своего рода феномен, показательный пример, опровергший стереотипы и поставивший под сомнение «принципы универсализации», главенствующие в мировой тяжелой музыке. Во-первых, группа своим примером доказала, что можно стать мировыми звездами, исполняя песни на своём родном языке, а вовсе не на английском. Во-вторых, Лидеманн и сотоварищи вывели на мировую арену и явили всему миру облик «специфически немецкого» явления, в музыкальной литературе и журналистике называемого NDH (Neue Deutsche Härte – новая немецкая тяжесть). По-русски говоря, немецкое ответвление индастриал-металла. Эстетика этой сцены теперь прочно ассоциируется именно с «Рамами», хотя подобных групп разного качества и статуса в Германии более чем полно, и «Rammstein» отнюдь не были родоначальниками и изобретателями этого поджанра тяжелой индастриал-музыки.

Хитов у группы немало. Главной визитной карточкой многие считают песню «Du hast». Она относится к концу 90-х, поэтому хронологически не попадает в тему статьи.

В нулевые группа запомнилась далеко не только песней «Америка», занявшей важное место в «рок-саундтреке» жизни молодежи той эпохи. Альбом «Reise Reise» оказался богатым на хиты. На нём вышло многократно перепеваемая на разных языках мира «атмосферная» металл-баллада «Ohne dich», написанная в 2000 году. Помимо «Америки» альбом представил миру и другой известный хит с топонимом в названии, особенно значимый для российских фанатов, ведь рассказывает он о Москве и содержит фрагменты текста на русском. О песне «Moskau» я рассказывал в статье о хитах-билингвах. Ссылочка будет в конце данной публикации.

Tokio Hotel – Moonsun (нем. «Durch den Monsun»)

-2

Отношение к «немцам с японским названием» в рядах любителей рок-музыки всегда было противоречивым. Одни их обожали, другие, как сегодня говорят, хейтили. Поклонников «старорежимного» рока и тех, кто считал себя таковыми, раздражал имидж коллектива и «попсовость» звучания. И всё же обойти эту группу стороной, вспоминая о разных заметных музыкальных явлениях той эпохи, нельзя. Мне сложно представить себе класс старшей школы середины-конца нулевых, в котором не училось бы ни одной фанатки «Tokio Hotel». Коллектив из Магдебурга образован в 2001 году и стал ярким явлением в музыке нулевых, продемонстрировав набирающие оборот тенденции популяризации и гибридизации в рок-культуре. Он представил очень своеобразную версию «альтернативного поп-рока» на грани с «синти-попом» и запомнился англоязычными песнями. Однако, так же как и их брутальные индустриальные соотечественники, начинал «Токийский отель» с песен на родном языке. Первые три альбома были немецкоязычными.

Выбрать один узнаваемый хит у этого коллектива мне было сложно. Сам я их никогда особо не слушал. Многим вспомнится заглавный трек с их первого английского альбома «Screem». Я же хочу отметить песню, объединившую в себе два этапа творчества коллектива. Она имеет немецкую и английскую версию, которые вышли в разные годы, и в каком-то смысле стала одним из символов группы.

Песня на немецком языке «Durch den Monsun» стала дебютным синглом и вошла в первый альбом «Schrei», спустя два года появилась англоязычная версия, также изданная в качестве сингла и вошедшая в трек-лист уже упомянутой пластинки «Screem».

Обе версии в своё время обратили на себя внимание общественности. «Durch de Monsun» назвали лучшей песней 2005 года в соседней Австрии, а клип на англоязычную песню отметили бельгийцы как «Лучшее видео 2007 года». Бельгийский коллектив Sylver создали одну из самых известных кавер-версий на «Durch de Monsun». Песня также вошла в саундтрек к нескольким компьютерным играм.

Placebo – Meds

-3

Британия на всех этапах музыкальной истории была в числе лидеров в мировом роке. Английскими коллективами из нулевых и их памятными хитами можно целиком и полностью заполнить не одну подборку. Я хочу вспомнить одну из групп, которая, возможно, не была самым ярким представителем британской сцены в нулевые. Для небольшого по возрасту меня в своё время именно «Placebo» стали своего рода откровением, коллективом, открывшим двери в многообразный мир визуальных и музыкальных образов рубежа веков. Группа, создававшая атмосферную рок-музыку, возникла в 1994 году и отразила в своём творчестве «стилистический коктейль», характерный для 90-х годов. Это одна из тех групп, которые своей музыкой «протянули ниточку» в новое тысячелетие. В начале-середине 2000-х годов группа выпустила два заметных альбома: «Sleeping with Ghosts» 2003 года и «Meds» 2006. Заглавная песня второго указанного релиза, записанная совместно с вокалисткой «The Kills» Элисон Мосхарт, стала одним из самых известных хитов коллектива, олицетворяющих этап «двухтысячных» в их творчестве.

Песня, написанная солистом и лидером группы Брайном Молко, повествует о переосмыслении жизни и поиске себя, её пронизывает чувство потерянности, которое испытывает лирический герой. Песня вышла из-под пера музыканта, когда он находился в Индии. Она вошла в число самых популярных рок-композиций, звучащих в радиоротации как в родной Великобритании, так и в Америке.

Стоит упомянуть ещё об одной песне из этого же альбома – «Song To Say Goodbay». Её называют одной из самых значимых в творчестве группы, для кого-то она может быть более памятна, чем «Meds». Выбор между ними бессмыслен и условен – это вопрос личных предпочтений.

U2 – Beautiful Day

-4

Остаемся на Британских островах и из Великобритании переносимся в Ирландию. Рок-музыка этой страны прочно ассоциируется с двумя знаменитыми коллективами, представляющими совсем разные грани рока и альтернативы. Это «The Cranberries» и «U2». Второй коллектив во главе с Полом Дэвидом Хьюсоном, известным под псевдонимом Боно, представляет тенденцию к облегчению, смягчению рок-звучания и стал одним из флагманов этого направления в общемировом масштабе. Творчество «U2» рассматривают в контексте софт-рока, брит-попа и инди как вариаций альтернативной музыки, иногда по отношению к их облику встречается и определение «постпанк». Один из самых знаковых и памятных хитов нулевых коллектив выпустил как раз на рубеже столетий – в октябре 2000 года. Песня называется «Beautiful Day». Конец 90-х для группы был временем экспериментов с уклоном в сторону танцевальной музыки. Пластинка «All That You Can’t Leave Behind» – десятый полноформатный альбом, в состав которого вошла указанная композиция, ознаменовал возвращение группы к традиционному звучанию.

В 2001 году «Beautiful Day» сделала группу трехкратным обладателем премии Грэмми. Уже только поэтому её можно назвать «главным хитом» начала нулевых как в творчестве группы, так и в соответствующем кластере рок-музыки в целом. Для группы, существующей с 1976 года и уже давно признанной и широко известной и всем всё доказавшей, рубеж веков стал очередным «звездным» этапом в карьере.

Muse – Hysteria

Британские эклектики и экспериментаторы «Muse» начали свой творческий путь в 1994 году и стали одним из самых ярких явлений европейского рока миллениума и первого десятилетия XXI века, обозначив в своей музыке многие актуальные веяния времени. Коллектив успешно работает до сих пор и уже имеет статус легендарного. Мы вспомним 2003 год и богатый на хиты альбом «Absolution», творческий облик которого оказался предопределен актуальными политическими событиями в мире. Вместо того, чтобы сделать жизнерадостную, легкую пластинку, как это изначально планировалось, музыканты, реагируя на начавшуюся войну в Ираке, выпустили эмоционально мощный и мрачный альбом. Одной из запоминающихся песен стал трек «Hysteria», звучание которого отлично иллюстрирует атмосферу всего альбома, а официальный клип представляет собой «сюжетный мини» фильм. Песня вошла в десятку лучших в чарте «Billboard».

Guano Apes – You Can Stop Me

В комментариях под прошлой публикацией многие читатели вспоминали о немецком коллективе «Guano Apes». Мощная по звучанию и энергетике группа, чьим лицом и голосом стала вокалистка хорватского происхождения Сандра Насич, – один из коллективов, ознаменовавших сближение альтернативного рока и металла. Его творчество стало важным кирпичиком в мощном здании альтернативы нулевых. Наверстываю упущенное и предлагаю вспомнить их «золотой» альбом 2003 года. Трек-лист третьей полноформатной пластинки «Walking on a Thin Line» открывал памятный хит «You Can’t Stop Me».

The Rasmus – In The Shadow

У многих меломанов Финляндия и финская рок-музыка ассоциируется с металлической сценой, однако в числе наиболее успешных и широко известных рок-групп из этой северной соседки России есть и представители куда более «легких», граничащих с поп-культурой разновидностей рока. К таковым относится хельсинкский коллектив «The Rasmus», творчеству которого сложно дать однозначное жанровое определение. В их музыке очень много всего намешано.

-5

Вокалист Лаури Юлёнен, иногда из-за превратностей транслитерации именуемый Илоненом, создал коллектив ещё в 1994 году. Но настоящий международный успех к ним пришел в 2003 благодаря треку «In The Shadow» из пятого полноформатного альбома коллектива. Хитовая мелодика и запоминающаяся припевная часть этой композиции засели в памяти поколения и прочно ассоциируются с тем временем.

«Не знаю, кто поёт, но песню слышал», - знакомые слова, товарищи меломаны, не правда ли? Подобные фразы часто можно услышать от людей, далеких от того или иного музыкального жанра. В отношении «In The Shadow» от The Rasmus» такая реакция некоторых слушателей представляется вполне себе реалистичной. Мелодия песни и её самые узнаваемые фрагменты вызывают в памяти определенные образы даже у тех, кто с остальным творчеством этой группы не знаком. Это своеобразный, но очень показательный эффект «настоящего хита».

Постскриптум. Скандинавский металл

Говорить о европейском роке, упомянуть финскую тяжелую музыку и взять в подборку «попсовых» «The Rasmus», но ни слова не сказать о скандинавском металле? Да автор с ума сошел, и ничего не понимает в музыке. Предвижу такую реакцию некоторых читателей, поэтому в завершении публикации отдельно отмечу мощную металл-сцену, сформировавшуюся на Скандинавском полуострове и в примыкающей к нему Финляндии, которая явила миру множество любопытных исполнителей и знаковых хитов. Всё же скандинавский металл стоит несколько особняком от всего того, что изложено в публикации. Эта сцена представительна и разнообразна, широкую известность и успех в определенных кругах имеют как исполнители вполне «традиционных» тяжелых поджанров, так и очень специфические экстремальные коллективы, рассчитанные на определенное ухо. Справедливости ради, некоторые коллективы и их хиты назвать стоит. Можно вспомнить о шведских мелодик-дэт-металлистах «In Flames» с их «Tigger» и другими памятными композициями. Их земляк, индустриальщик Петтер Тэгтгрен, единственный участник проекта «PAIN» стал для ряда меломанов одним из символов рассматриваемой эпохи со своим произведением «Shut Your Mouth».

«Нулевые» стали временем взлета и рассвета симфоник-готик-металл команды «Nightwish», для ряда меломанов и обозревателей она стала «эталоном» в данной эстетический нише (наряду с голландцами Epica). Ну а самыми узнаваемыми фигурами финской тяжелой музыки по не совсем музыкальным причинам стали монстры из «Лорди», триумфаторы Евровидения 2006 года с песней «Hard Rock Hallelujah». Это нулевые, рок и Европа. Международный хит, всё таки, как не крути. Всё попадает под критерии статьи.

Я сам люблю скандинавский металл и давно слушаю некоторых его представителей, разговоры об этой сцене на канале уже были и ещё многократно будут. А в основной части данной статьи мне хотелось раскрыть другие образы.

На этом сегодня всё. Как в прошлый раз, так и сегодня, за бортом остались многие и многие исполнители и их хиты.

Материал имеет обзорный, развлекательный характер не претендует на полноту и на истину в последней инстанции.

Спасибо, что дочитали до конца! Буду рад Вашим лайкам и подпискам на канал! Слушайте хорошую музыку и помните, что все разговоры о ней всегда субъективны.

Читайте также:
Вспомним 7 знаковых хитов зарубежного рока "нулевых" годов. - первая часть
Хиты-билингвы: 7 песен исполненных сразу на двух (и более) языках