Найти в Дзене
Дмитрий Морозов

Чоко Пай «уже у вас в голове!». Эмоциональный маркетинг.

Добрый день!
Меня зовут Дмитрий, я 7 лет занимаюсь развитием бренда «Орион Чоко Пай» в России. Анализируя годы работы в компании, не могу не поделиться с вами успешным кейсом:
как мы без увеличения дистрибуции увеличили долю рынка в условиях нарастающей конкуренции используя «эмоциональный брендинг».

Опыт не вчерашнего дня, но интересный.
В 2015 году в компании остро встал вопрос выделения средств корейским центральным офисом на полную модернизацию завода «Орион Чоко Пай».
Для этого российскому подразделению «Орион» было необходимо продемонстрировать рост продаж в натуральном эквиваленте (volume) и увеличить оперативную прибыль отдельной позиции «Чоко Пай».

Для отделов продаж, это означало уменьшение промоплана (меньше скидок = больше доходность позиции).
Для нас, отдела маркетинга, это означало, что мы отказываемся от федеральной ТВ рекламы – дорого и промоакции – краткосрочный эффект.

Со своей стороны, мы понимали, что увеличить продажи можно 3-мя способами:

1. Сделать так, чтобы нас начали покупать те, кто не покупал.

2. Сделать так чтобы нас покупали больше.

3. Сделать так, чтобы нас покупали чаще.

Самый простой и эффективный способ в нашем случае был - увеличение частоты покупок заставить потребителей чаще использовать продукт.
Мы целились на «длинную дистанцию» - решили увеличивать ценность продукта!

-2

Воспринимаемая ценность продукта существует на трех уровнях:

· Физическом – печенька утолит голод

· Логическом – насколько она сытная и сколько стоит

· Эмоциональном – что вы чувствуете до и после покупки

Человеческий мозг циклически проходит через эти три части, а мы даже не подозреваем об этом.

Согласно исследованию профессора социологии Гарвардского университета Герольда Зальтмана, 95% решений о покупке делается неосознанно. Нами движут бессознательные побуждения, самым сильным, из которых являются эмоции.

«Мы даже не ищем пути к логическим решениям. Мы чувствуем свой способ рассуждать. Наши эмоции - это основа, базовый слой нейронных схем, лежащих в основе даже рациональных размышлений. Эмоции не мешают принимать решения. Они составляют основу, на которой они созданы!». Дуглас Прает (Douglas Van Praet) автор книги «Бессознательный брендинг/Unconscious Branding»

-3

В 2014 году британский Институт Нейробиологии и Психологии обнаружил ,что все человеческие эмоции основаны на четырех чувствах:
* Радость
* Грусть
* Страх/Удивление
* Гнев/Отвращение
(Страх = удивление, Гнев = отвращение,разница социально характера, а не биологического).

-4

На самом деле эмоций очень много. Каждая из известных нам эмоций имеет свою интенсивность:

-5

Каждая эмоция имеет определенные свойства, когда идет речь о применении в маркетинге:

ЕеЕ.1. В эмоции грусть есть интрига, этим пользуются газеты. Новости с трагедией очень популярны. На такие баннеры больше кликов. Также грусть вызывает сочувствие, что в свою очередь вызывает сильную эмоциональную связь.
2
. Злость - эту эмоцию реже используют маркетологи, зачем кого-то злить). Но, в то же время, она может вывести людей из ступора и заставить начать действовать.
3. Эмоция
страх часто используется маркетологами, например, в социальных рекламах.
Страх упущенной выгоды - скидка только сегодня.

4. Эмоция радость побуждает нас делиться. Поэтому видео с котиками такие виральные.

Поэтому радость – это самая популярная эмоция у маркетологов, особенно в кондитерской индустрии, так как дофамин вызывает эту эмоцию, а дофамин, в свою очередь, вырабатывается при потреблении быстрых углеводов, то есть – сладостей. Получается кондитеры торгуют радостью!)

Отсюда делаем вывод, что маркетологи могут повысить популярность бренда, используя хорошие новости или слова, обращенные к «счастливой» части нашего мозга.

-6

Бренд-менеджеру необходимо знать и понимать свою аудитория, для эффективного использования эмоционального брендинга. Эмоции, которое вы будете вызывать у вашей аудитории, должны резонировать с её ценностями.

Ядро потребителей бренда «Чоко Пай» составляют женщины 25-40 лет, замужние, с детьми.
Эта аудитория читает состав продукта внимательно, поэтому он должен быть «правильным». Компания Орион это воплотила в своем продукте еще в 1996
(статья).

Без ГМО, транс жиров.
Без ГМО, транс жиров.

Получился продукт ,отвечающий ценностям матерей. . Чоко Пай стал больше, чем печенье, мы стали партнером мам в развитии их маленьких детей!

По большому счёту продукт Чоко Пай покупают все у кого есть деньги, кроме пенсионеров и мужчин за 40… они любят мятные пряники и пиво))).

Наполните свой бренд чертами, которые желают видеть ваши потребители!
Это заставит их чувствовать себя хорошо, а хорошее самочувствие - это положительные
эмоции.

В итоге мы решили двигаться в направлении увеличения «воспринимаемой ценности» продукта.

Нам давно попался на глаза кейс бразильского шоколада Lacta (Kraft foods), осуществленный компанией Ogilvy: теплые слова появляются на экране смартфона при наведении его камеры на шоколадку Lacta. Кейс с дополненной реальностью нам понравился, но показался сложноватым и для осуществления, и для потребителей.

-8

В 2014 году, мы взяли в разработку концепцию, где каждая чокопайка подписана популярными в России именами и теплыми словами. Вернее, мы подглядели её у компании Кока Кола, которая
запустила проект «Share a Joy» с именными банками в Австралии в 2011 году. Кейс имел большой успех, взял Канских Львов, и компания Кока Кола начала распространять его по всему миру.
В 2015 году проект пришел и в Россию …. мы не успели.

-9

Быть уж настолько явными «плагиатчиками» нам не хотелось и пришлось пересматривать стратегию.
Мы решили уйти в сторителинг.

Мы решили, что сторителинг - выигрышный вариант, так как люди издавна обожают истории.

Мозг не всегда может отличить реальность от воображения, поскольку в этих двух областях используются одни и те же нейронные цепи. Побуждая человека представить себя в определённой ситуации, маркетолог помогает ему напрямую связаться с брендом.

Эмоционально заряженная история может увеличить выброс дофамина, это заставляет чувствовать себя счастливым и помогает построить прочную связь между потребителем и брендом.

Так появился проект «Поделись Чувствами»!

-10

Во всех историях мы старались вызвать эмоцию радости.
Наши истории должны рассмешить, вдохновить и даже предать ценный урок.

-11
-12

Мы постарались задействовать 3 тематики для 3-х аудиторий:

* Смешные и веселые истории (молодая аудитория)
* Истории с семейными ценностями (аудитория среднего возраста)
* Теплые истории, взаимовыручка и пр. (более взрослая аудитория).

-13
-14
-15

Чтобы найти отклик в сердцах наших потребителей, мы старались сделать истории максимально приближенными к повседневной жизни.

-16
-17

• Концепция разрабатывалась 3-4 месяца с компанией Brand Brothers

• В Декабре 2015г. отпечатали упаковки с 15-ю уникальными историями

• Дистрибуция месяца - проект в полный рост вышел в свет в феврале 2016г.
Маркетинговые бюджеты на освещение события были скромные, но они были и не очень нужны, так как продукт популярный,
качественная дистрибуция более 93%.

Мы сделали интеграцию с популярной на то время в VK игрой «Indie Cat», что дало охват аудитории более 0,5 млн. с переходом к нам в группу ≈ 10 000 подписчиков.

-18
Более 28 478 работ.
Более 28 478 работ.

Было разработано приложение-конструктор в группе «Орион» Вконтакте, где можно было придумать и нарисовать Чоко Пай с пожеланиями. Лучшие работы были напечатаны на упаковках печенья «Чоко Пай» и выпущены в продажу в ноябре того же года.

«Когда вы подключаете воображение клиента, вы вызываете эмоции. И это именно то, чтобы покупатель был эмоциональным по отношению к вашему бренду.»

Кампания Choco Pie «Поделись Чувствами», дала хорошие результаты.

Плановые маркетинговые исследования показали:

Более 20% из «бывших потребителей» (lapsed users) Чоко Пай обратили внимание на концепцию и купили продукт.
Около 80% «лояльных потребителей», так же как и 20% «бывших потребителей» оценили концепция на «отлично» и изъявили желание увидеть продолжение историй.
Около 25% купивших продукт «Чоко Пай Поделись чувствами», поделились им хотя бы один раз.

-20

* Исследование Brand Lift по финансовым причинам, не утвердили… ну и ладно.

-21

Корейское руководство, требует у на финансовых результатов любой активности (ROMI), даже баннера на дороге!)

Вот:
- повышение продаж в деньгах
24,5 % (Value/rub) Nielsen. 2015 vs 2016.
В то время, весь рынок бисквитов/печенья (Sweet Biscuit Packed) вырос на
12,6% (Value-rub).
- увеличения доли «Орион Чоко Пай» в категории бисквит на
0,3%.
А самое главное – по темпу роста мы обогнали компанию-конкурента Лотте Чоко Пай))).

На такой результат, конечно повлияли и другие факторы: в 2016 году мы начали работать с сетью «Красное белое», изменилась система мотивации, изменился промоплан и прочее. Тем не менее, мы с нашими аналитиками увидели вклад в это и отдела маркетинга, что не может не радовать!

Кейс «Поделись чувствами» всем очень понравился и на следующей 2017 г. мы запустили продолжение наших истории - «Сладкие пожелания».
Центральный корейский офис выделил нам деньги на модернизацию завода.

Резюмирую:
Для построения долгосрочной связи бренда с потребителем, необходимо знать свою аудиторию, ее ценности и принципы. Это поможет влиять не только на эмоции, но и на чувства и самооценку потребителя, это основной способ построения долгосрочных связей с ним.
Ведь хорошее отношение к себе и к своему выбору проецируется на все уровни жизни.
Разве не в этом цель работы бренд-менеджера?)

-22