Найти тему
Интересный канал

Дольмены — как строили мегалиты

Величественные памятники неолитической эпохи — мегалиты — сохранились во многих местах планеты. Есть они и в горах Кавказа. К сожалению, несмотря на кажущуюся «вечность» каменных монолитов, уцелело лишь несколько десятков, тогда как к началу XX столетия на Северном Кавказе одних только дольменов насчитывалось полторы тысячи.

Кавказские дольмены — каменные «дома» — имеют общие конструктивные особенности, но, несмотря на это, отличаются «разноликостью». Дольмен — это четырёхугольная камера, сложенная из нескольких каменных плит, достигающих иногда 4-4,5 метров в длину, 2-3 метров в ширину и 40-45 сантиметров в толщину. Так называемые плиточные дольмены, а их большинство, строились из шести плит: пяточный камень (фундамент), две боковые, портальная (входная) и задняя плиты и плита перекрытия (крыша). В портальной стене обязательно в нижней части располагался круглый лаз диаметром около 40 сантиметров.

-2

Вопросы без ответа

Все каменные «дома» производят впечатление невероятно древних, каких-то «диковатых» сооружений, да они такие и есть на самом деле. Их появление относят к середине III — концу II тысячелетия до нашей эры. Ныне считается, что дольмены, вероятнее всего, служили могильными памятниками для племенных вождей и знатных воинов. Казалось бы, логика мышления древнего человека ясна: следовало увековечить места упокоения героев в памяти потомков. Но современным исследователям не дают покоя другие обстоятельства.

Прежде всего, непонятно, для чего плиты сборных дольменов подгонялись так точно, что между ними невозможно вставить лист бумаги. Да и как этого могли добиться люди, которые, по мнению историков, были очень слабо оснащены технически. Они не знали железа, гончарного круга, взрыхляли землю мотыгами, не ведая о плуге, жили в жалких глинобитных лачугах. И тем не менее создавали сооружения, поражающие наше воображение. Как добывали строители огромные песчаные блоки? Какими инструментами обрабатывали камень? Как добивались точного сопряжения многотонных блоков по криволинейным стыкам? Как наносили рельефные знаки на поверхности блоков? Почему спустя почти полторы тысячи лет исчезла культура, оставившая нам в наследие тысячи дольменов на огромной территории Северо-Западного Кавказа?

-3

Крыша Эшеры

Прежде, в старину, для заготовки каменных блоков в подготовленные ямки загоняли клинья из дерева, мочили их водой, древесина набухала, и в камне появлялись трещины. Затем с помощью рычагов блоки отламывали и обрабатывали. Однако в таком случае на сколе каменных стенок должны были бы остаться следы шпуров (заготовленных отверстий), в которые вбивались клинья. Но их нет ни на одном известном дольменном блоке. Более того, при обследовании предполагаемых «древних каменоломен» — естественных выходов пород песчаника, из которых сложены кавказские дольмены, — нигде следов разработки камня найдено не было!

Другая проблема: как строители дольменов доставляли многотонные блоки к месту строительства в горах при полном отсутствии дорог? А ведь каменные «дома», как нарочно, стоят в самых труднодоступных местах. Ещё важная особенность: каменные блоки — «стенки» дольменов — снаружи не обработаны и имеют вид природного, «дикого» камня. Портальная плита и внутренняя поверхность камеры, напротив, гладкие и ровные. Сами плиты тщательно подогнаны друг к другу, причём поверхности блоков имеют точное соответствие, но часто не прямолинейное.

На внутренней поверхности камеры и портала можно видеть следы обработки, камня в виде затёсов, сделанные инструментом с шириной лезвия 3-9 сантиметров. Длина этих затёсов от 1 до 4 сантиметров. Но вот что интересно. Инструмент должен был оставить сколы, но их нет, а затесы на блоках больше напоминают… следы работы шпателя по незастывшему раствору.

Все свои сомнения учёные высказывали давно, но ясного ответа не давали. Любопытный эпизод приводит советский историк Александр Формозов в книге «Памятники первобытного искусства на территории СССР». Он пишет: «В 1960 году решено было перевезти из Эшеры какой-нибудь дольмен в Сухуми — во двор Абхазского музея. Выбрали самый маленький и подвели к нему подъёмный кран. Как ни крепили петли стального троса к покровной плите, она не двигалась с места. Вызвали второй кран. Два крана сняли многотонный монолит, но поднять его на грузовик оказалось им не по силам. Ровно год крыша Эшеры стояла, дожидаясь, когда в Сухуми прибудет механизм помощнее. В 1961 году с помощью такого механизма все камни погрузили на автомашины. Но главное было впереди: собрать домик заново. Реконструкция осуществлена лишь частично. Крышу опустили на четыре стены, но развернуть её так, чтобы их края вошли в пазы на внутренней поверхности кровли, не смогли. В древности же плиты пригонялись друг к другу настолько, что клинок ножа между ними не пролезал. Теперь тут остался большой зазор».

Строители-флюидолиты

Несколько лет назад группа российских геологов попыталась найти ответы на эти загадки. Они обратили внимание на то, что на каменных блоках встречаются интересные артефакты, появление которых нельзя объяснить процессом их механической обработки и подгонки. Так, на портальных плитах некоторых дольменов имеются рельефные рисунки — петроглифы. Для получения такого рельефа строителям пришлось бы стачивать слой камня со всей плоскости портальной плиты, но поверхность камня гладкая и без следов обработки. «Крыши» дольменов имеют вид природного камня с фактурой застывшего раствора со скруглёнными покатыми гранями и углами. На нижней грани покровной плиты часто можно видеть чёткую границу, образованную так, будто «тесто» растекалось по твёрдой глади.

Внутри камер составных дольменов особенно хорошо видна идеальная стыковка блоков сложной формы. Пример — дольмен на горе Нексис в Геленджикском районе. Качество стыковки многотонных каменных блоков кажется невероятным. Боковые г-образные блоки этого дольмена загибаются и переходят на заднюю стенку! Образцы пластично сформированных блоков привели исследователей к единственному выводу: элементы дольменов изготавливались не путём колки и обтесывания камня, а путём формирования из пластичной массы!

Российские геологи обнаружили, что на Кавказе помимо отложений обычных пород песчаников имеют место выходы на поверхность пород, сформированных когда-то восходящими флюидальными потоками действовавших грязевых вулканов (а они, вулканы, встречаются и в наше время). Эти песчаные пласты являлись плывунами, а сформировавшаяся из них порода названа флюидолитами. Именно они были использованы при строительстве дольменов. Пять-шесть тысяч лет назад в местах, где выходили на поверхность горячие потоки пластичных флюидальных масс, люди догадались использовать их по своему усмотрению.

Реконструкция показывает, что дольмен и его отдельные элементы отливались или лепились из горячей флюидогенной массы (минерализированного песчаного «теста») на месте сооружения. В котлован будущего «дома» укладывался природный цемент, так создавался фундамент будущего строения — пяточный камень. В земле же делались формы под плиты боковых стен и производилась их заливка. После того как раствор набирал необходимую прочность, плиту с помощью рычагов (балок) ставили на «торец». Боковые стенки опирали на распорки, наклоняя навстречу друг другу под небольшим углом. Используя земляную засыпку, формировали опалубку для портальной и задней стенки и между боковыми стенками. По завершении изготовления портальной и задней плиты весь дольмен оказывался погребённым под земляной насыпью-опалубкой. Вершина кургана выравнивалась, и на неё укладывали флюидогенную массу, формируя покровную плиту. После остывания («окаменения») массы оставалось откопать портал. Через отверстие извлекали землю из дольмена. Вот так, ничего сверхъестественного. Неудивительно, что коченеющая масса одного блока легко состыковывалась с другой. Люди неолита вовсе не задумывались над тем, пролезет ли между стенками лист бумаги.

На протяжении столетий происходила эволюция кавказских дольменов: огромные плиты уступали место плитам всё меньших размеров. Возможно, эти изменения были связаны с истощением «запасов» флюидолита.