Найти тему
Global Women Media

Про Баухаус, ВХУТЕМАС и архитектуру конструктивизма

Оглавление

Немецкий Баухаус и советский ВХУТЕМАС – школы, ставшие одними из самых заметных явлений в дизайне и архитектуре XX в. В 2019–2020 гг. они отмечают свои столетние юбилеи. По сути, именно они сыграли ключевую роль в рождении профессионального дизайна, развитии советского авангарда и формировании новых методов образования. О двух этих сильнейших школах, архитектуре конструктивизма и о межкультурной коммуникации мы поговорили с историком искусства, специалистом по русскому авангарду Дарьей Сорокиной. На протяжении многих лет она проводила экскурсии в Москве, рассказывая в том числе об особенностях советской архитектуры. Сегодня она является гидом в школе Bauhaus, расположенной в немецком городе Дессау.

Дарья Сорокина
историк искусства и экскурсовод в высшей школе дизайна Баухаус (Дессау), специалист по русскому авангарду
Дарья Сорокина историк искусства и экскурсовод в высшей школе дизайна Баухаус (Дессау), специалист по русскому авангарду

По первому образованию Дарья инженер. Она окончила Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева. Однако очень скоро девушка поняла, что ее влечет искусство, и выбрала для себя другую профессию. Дарья получила образование историка искусства в РГГУ. До поступления в университет она любила проводить экскурсии по Москве, а в процессе обучения осознала, что ее интересует искусство советского авангарда. Одним из ее любимых культурных объектов стал дом Наркомфина – живой памятник архитектуры конструктивизма. 

Позже Дарья окончила магистратуру по программе «Дизайн-исследование» в школе Баухаус в Германии. Сразу после учебы она стала экскурсоводом в знаменитой на весь мир высшей школе дизайна. 

Архитектура конструктивизма 

Знакомство с архитектурой конструктивизма Дарья начала не с обучения в университете, а с личного опыта. Какое-то время она жила в конструктивистском доме. Ей очень нравилось, насколько комфортным является пространство. Со временем она начала всё больше обращать внимание на детали, а затем решила глубже изучить это направление. 

Интересно, что сам термин «конструктивизм» миру предложили именно советские художники и зодчие. Первые приверженцы этого направления призывали отказаться от искусства ради искусства, утверждая, что оно предназначено для создания полезных вещей и обязано служить производству. Они провозглашали задачей новой архитектуры «коммунистическое выражение материальных ценностей». 

По мнению Дарьи, в том виде, в котором сейчас пребывают подавляющее большинство конструктивистских зданий, их полюбить крайне сложно. Важно понимать, какие смыслы были заложены при их возведении. 

Дарья Сорокина хорошо знакома с авангардной архитектурой как России, так и Германии. Ей интересно находить параллели и различия.

Bauhaus и ВХУТЕМАС

Обе концептуальные школы, немецкий Баухаус и советский ВХУТЕМАС, возникли примерно в одно и то же время – в 1919 и 1920 гг. Именно поэтому их так любят сравнивать. Однако в этом, считает Дарья Сорокина, и есть главная сложность. Несмотря на то что школы появились и развивались в один период времени, каждая из них является уникальной многослойной структурой. 

В Баухаусе и ВХУТЕМАСе появлялись идентичные курсы, направления обучения. Вместе с тем школы были расположены в разных странах с разным политическим и социальным контекстом. 

В Баухаусе в среднем проходили обучение около 100 человек в год. В то же время численность студентов ВХУТЕМАСа ежегодно составляла больше 1000 человек. На образовательную систему в стране оказала значительное влияние революция. В художественно-технические мастерские принимали всех желающих, при этом многие студенты практически не умели даже читать и считать. 

Уникальность ВХУТЕМАСа заключается в том, что на базе школы сосуществовали как классики, так и авангардисты. Это были хорошо обученные специалисты, задача которых заключалась в том, чтобы вырастить новое поколение архитекторов из совершенно неподготовленных людей. 

Искусство и дизайн: объединение и айдентика 

Сегодня на базе школы Баухаус реализуется множество международных проектов. В Дессау приезжают много экспертов из разных стран, они делятся своими практиками, опытом и идеями. Такая деятельность является ярким примером объединяющей силы искусства. 

В условиях высокоразвитых технологий мир становится безграничным и более открытым. Это позволяет людям быстро обмениваться идеями и, взаимодействуя, создавать наилучшие варианты своих произведений или продуктов. 

В то же время произведения искусства, созданные в разное время и в разных странах, могут значительно отличаться друг от друга. Это касается и дизайна. Дарья привела в пример рекламные плакаты и вывески. Если в западных странах они более строгие и аккуратные, то на Востоке – хаотичные и броские. Порой по одним лишь вывескам в общественных местах можно понять, в какой части мира находится человек, даже не зная названия страны. 

С одной стороны, искусство и дизайн объединяют, с другой – позволяют похожим вещам приобретать отличительные черты. И от этого окружающее нас пространство становится еще более интересным.

Бренд Баухаус узнаваем и известен во всем мире. Дома, выполненные в эстетике этой школы, можно встретить в разных странах. Так Баухаус объединила мир и при этом сохранила собственную айдентику. 

Выстраивание межкультурной коммуникации 

Дарья, как никто другой, может оценить огромную роль выстраивания межкультурных коммуникаций. Она жила в России, а теперь проживает в Германии и в силу своей профессии погрузилась в культуру и историю двух стран. 

«Бывая на Родине, я замечаю, что в России ведется большая работа по популяризации культурного наследия школы Баухаус. Кажется, что к ее столетнему юбилею в Москве прошло больше фестивалей, лекций и выставок, чем в самом Дессау. И это очень приятно, ведь в Германии я вижу взаимный интерес к ВХУТЕМАСу», – отмечает Дарья Сорокина. 

В Германии экскурсовод не только с удовольствием рассказывает посетителям о Баухаусе, но и делится знаниями о российско-советской культуре. А приезжая в Москву, Дарья проводит лекции о немецкой концептуальной школе дизайна. 

Искусство для Дарьи – это целая жизнь. Она постоянно стремится узнавать что-то новое, развиваться в профессиональной сфере, чтобы затем делиться своими знаниями с окружающими. «Мне важно пропустить информацию через себя и преподнести ее так, чтобы заинтересовать, увлечь слушателей. 

Искусство помогает человеку развиваться, делает его жизнь интереснее», – уверена Дарья. Главное – чтобы люди сами захотели углубляться в историю искусства и познавать прекрасное. Одна из задач историка-гида – подтолкнуть их к этому. 

Виктория Ежова,
информационное агентство
«Global Women Media»