Фильм ужасов «Пиранья 2: Нерест» стоит особняком в творчестве Джеймса Кэмерона. Во-первых, это единственная картина в фильмографии режиссера, которая практически единогласно считается провальной во всех отношениях. Во-вторых, степень участия Кэмерона в работе над фильмом оценивается по-разному. Сам Кэмерон одно время всячески открещивался от фильма, настаивая на том, что его дебют – это «Терминатор», а «Пиранью 2» снял продюсер Овидио Ассонитис, оставив имя Кэмерона в титрах лишь из-за условий контракта со студией. Но даже порой соглашаясь с тем, что картина все-таки его (пусть и не на 100%), Кэмерон отзывался о фильме в лучшем случае с иронией, отмечая, что «Пиранью 2» можно смотреть только под пиво, или называя свой первый опыт режиссуры «лучшим фильмом о летающих рыбах-убийцах из когда-либо созданных». Попробуем разобраться в истории создания этого фильма, тем более, что он обычно упоминается лишь вскользь в статьях о жизни и творчестве великого режиссера.
Как Кэмерон стал режиссером
В 1975 году на экраны вышла картина «Челюсти» Стивена Спилберга, успех которой стал настоящей сенсацией: обладая бюджетом в 7 млн. $, картина собрала в прокате США 260 млн $, а общие сборы по миру составили 470 млн. $. Такой триумф ожидаемо дал толчок к созданию большого количества «клонов», качество которых, конечно, уступало оригиналу. Тем не менее некоторые из этих клонов все же пользовались успехом. К числу таких картин можно отнести «Пиранью» 1978 года режиссера-дебютанта Джо Данте, впоследствии подарившего нам «Гремлинов».
«Пиранья», несмотря на небольшой бюджет в 660 тыс. $, сумела не только окупиться в прокате, заработав 6 млн. $, но и получить премию «Сатурн» за лучший монтаж (также картина номинировалась на «Сатурн» в категории «лучший фильм ужасов», но проиграла «Плетеному человеку»). Для продюсера «Пираньи» Роджера Кормана, специализировавшегося на низкобюджетном кино, а также для его компании «New World Pictures», это было безусловным триумфом. Но, как ни странно, Корман не спешил ваять сиквел.
Корман решил сосредоточиться на фильме «Твари из бездны» (Humanoids from the Deep, 1980), а права на «Пиранью» продал продюсерам Джеффу Шехтману и Чако ван Левену. Шехтман и Левен подтянули к проекту сиквела сценариста Чарльза Х. Эгли (в титрах под псевдонимом H.A. Milton), для которого эта работа стала дебютной. Впоследствии Эгли писал сценарии к таким известным сериалам, как «Детективное агентство 'Лунный свет'», «Декстер», «Щит», «Ходячие мертвецы» и «Терминатор: Тёмные судьбы». В режиссерское кресло планировалось усадить Джо Данте, но тот уже был занят фильмом «Вой». Тогда предложение поступило Миллеру Дрейку – вот тут-то и началось самое интересное.
Одновременно с утверждением режиссера к проекту подключили греко-итальянского специалиста по низкобюджетным картинам для американского рынка Овидио Дж. Ассонитиса. Смысл подобной сделки был прост: итальянцы снимают за сущие копейки кино, которое всячески пытается выдавать себя за истинно голливудскую продукцию. Самый яркий пример тому – многочисленные спагетти-вестерны, некоторые из которых, кстати, стали настоящей классикой, а «Хороший, плохой, злой» так и вовсе претендует на звание лучшего фильма-вестерна всех времен. Но большинство итальянских картин подобного рода были, мягко говоря, сомнительного качества. Актеры и режиссеры часто прятали свои итальянские имена и фамилии за американизированными псевдонимами. Так вот, сиквел «Пираньи» именно таким фильмом и задумывался. Ассонитис вообще горел желанием снять фильм самостоятельно, но студия «Уорнер бразерс», согласившаяся выделить на фильм 500 тыс. $, поставила условием наличие американского режиссера.
Миллер Дрейк предлагал вернуть во вторую часть актеров первого фильма: Кевина Маккарти и Барбару Стил. Герой Маккарти должен был появиться полностью изуродованным после событий первого фильма (т.е. его фактически оживляли), и именно он должен был, находясь на заброшенной нефтяной вышке, разработать летающих пираний, чтобы отомстить всем на свете. Но актеры были заняты, а потому сценарий переписали, не оставив места для героев первого фильма.
Для создания спецэффектов был нанят Джеймс Кэмерон, который уже имел опыт сотрудничества с «Нью Ворлд Пикчерз»: Роджер Корман заприметил Кэмерона после выхода короткометражки «Ксеногенезис» и пригласил его в качестве мастера по спецэффектам в картины «Галактике ужаса».
История создания фильма «Ксеногенезис»
Незадолго до начала съемок Ассонитис уволил Дрейка, сочтя, что режиссер ему не подходит. Случилось это увольнение через два дня после встречи Дрейка и Ассонитиса, на которой режиссера и продюсер категорически не сошлись во мнении по сценарию будущей картины. Вакантную должность предложил Джеймсу Кэмерону, чья работа в качестве мастера по спецэффектам над фильмом «Галактика ужаса» (1981) понравилась Ассонитису. Конечно, предложение для Кэмерона выглядело заманчиво, а потому он согласился, даже не подумав, что Ассонитис просто хочет воспользоваться доверчивым новичком, чтобы фактически самому снимать кино. Ассонитис ранее уже проворачивал такую аферу с фильмами «За дверью» (1974) и «Сумасшедший дом» (1981).
Хитроумный план Ассонитиса
Почему я в данном случае говорю об афере? Дело в том, что Ассонитис планировал потратить на фильм лишь 300 тыс. $ из выделенных 500 (как он планировал поступить с оставшимися 200 тыс. – догадайтесь сами), а «эффективно освоить бюджет» можно было лишь при личном тотальном контроле над съемочным процессом. Очевидно, полагая, что Кэмерон, как новичок, не будет лезть не в свое дело, а сочтет за счастье сам факт наличия в титрах своего имени, Ассонитис его и привлек.
Но Кэмерон, как на беду, оказался не только молодым и наивным, но еще и очень целеустремленным режиссером, который искренне желал сделать хорошее кино. Он делал раскадровки, занимался изготовлением спецэффектов (резиновых моделей пираний), а также подбирал места для съемок.
Когда Кэмерон прибыл на Ямайку, где через неделю должны были стартовать съемки, он с удивлением узнал, что места для съемок не подобраны. За свой счет режиссер объездил остров с фотоаппаратом в поисках подходящих мест, а затем лично заключал договора о съемках и оплачивал их из своего кармана.
Одним из мест, которые нашел Кэмерон, был настоящий морг. Когда туда приехала съемочная группа, то там находилось три тела: одно из них было вскрытым, а другое было трупом маленькой девочки. Актеру Стиву Марачуку, исполнявшему одну из главных ролей, стало не по себе от увиденного, и он покинул съемочную площадку на 30 минут. В довесок к этому, санитары, забиравшие вскрытое тело в обеденный перерыв, небрежно уронили его, запачкав кровью пол, который пришлось отмывать бедолаге Кэмерону.
Основным местом съемок стала территория отеля «Mallards Beach-Hyatt», расположенном в городе Очо-Риос (северное побережье Ямайки). В фильме курортному местечку присвоили вымышленное название «Club Elysium». Большая часть подводных съёмок проводилась у берегов Большого Каймана, крупнейшего из трех Каймановых островов. Интерьерные съемки проводились на студии в Риме.
Тотальная экономия на всем била не только по карману Кэмерона. С такой же проблемой столкнулся актер Лэнс Хенриксен, который должен был играть берегового патрульного полицейского. Хенриксену сказали, что денег на пошив полицейской формы нет, а потому его герой будет одет «по гражданке». Хенриксен справедливо возмутился, отметив, что его герой не детектив, а потому обязан носить форму, но его голос не был услышан. Тогда актер самостоятельно приобрел костюм у официанта за 75 $, а также изготовил себе деревянный пистолет. Именно Хенркисен впоследствии и поведал историю о том, как создатели «Пираньи 2» намеревались снять кино всего за 300 тыс. $.
К вышесказанному также стоит добавить, что съемочная группа состояла из итальянцев, которые предпочитали общаться на родном языке, что, конечно, не прибавляло радости Кэмерону, ибо, по собственному признанию режиссера, он не владел итальянским.
Отстранение Кэмерона от режиссуры
Ассонитис нещадно критиковал все решения Кэмерона, не соглашался с его правками сценария, а также не давал ему смотреть отснятый материал. Фактически Кэмерона отстранили от монтажа, а также Ассонитис добавил в фильм обнаженку, которой по первоначальной задумке не было.
Кэмерон был крайне недоволен таким положением дел, а потому решился на отчаянные меры. Монтаж картины осуществлялся в Риме, куда Кэмерон прибыл на свой счет. Воспользовавшись тем, что Ассонитис на некоторое время отправился в Канны, Кэмерон несколько раз проникал в монтажную и самовольно монтировал кино. Ассонитис, узнав об этом, забраковал все, что было сделано Кэмероном, и смонтировал кино по-своему. Таки образом, Кэмерона фактически полностью отстранили от режиссуры, при этом оставив его имя в титрах, а на экраны вышла именно версия Ассонитиса.
Возмущению Кэмерона не было предела, он рассматривал вариант обращения в суд, но отказался от этой затеи из-за банального отсутствия денег на оплату услуг юриста и судебных издержек.
Сроки работы Кэмерона над фильмом называются разные: от пяти дней до двух с половиной недель. Ассонитис обосновывал отстранение Кэмерона тем, что последний не имел опыта, вышел за рамки бюджета и банально не справлялся со съемками некоторых сцен.
Когда же Ассонитис явил боссам «Уорнер бразерс» свою версию фильма, то он им настолько не понравился, что студия отказалась выпускать фильм в прокат. В итоге дистрибуцией фильма занялась компания, специализировавшаяся на видео для взрослых.
В 1988 году на видео была выпущена «режиссерская версия» фильма, которую на свой лад смонтировал Кэмерон. Хронометраж картины уменьшился на 20 минут, была убрана обнаженка, а также изменена последовательность некоторых сцен. Не уверен, что фильм от этого сильно выиграл (данную версию я не видел), разве что, быть может, действие чуть меньше провисает. Существуют еще несколько разных версий картины, которые выходили в разных странах: где-то вырезана обнаженка, а где-то, напротив, добавлены сцены, ранее удаленные при монтаже.
Впоследствии Кэмерон высказывался по поводу ситуации, возникшей с фильмом: «Я неоднозначно отношусь к этому (фильму «Пиранья 2», прим. авт.). Технически, я являюсь режиссером этого фильма. Однако через две с половиной недели меня заменил итальянский продюсер. Он просто уволил меня и занял пост, что он и хотел сделать, когда нанял меня. Лишь намного позже я даже понял, что произошло (…) Продюсер не убрал мое имя с картины, потому что (по контракту, прим. авт.) они не могли поставить ее с итальянским именем. Так что они оставили меня, что бы я ни делал (…) Я немного режиссировал фильм, но не думаю, что это был мой первый фильм».
От фиаско к триумфу!
Нет худа без добра. Молва гласит, что когда с пустым кошельком Кэмерон прибыл в Рим, чтобы заниматься монтажом картины, ему пришла идея создания фильма «Терминатор». Остатки своего аванса за «Пиранью 2» режиссер потратил на билет, а потому питался чуть ли не объедками. Недоедание и нервное истощение привели к тому, что Кэмерон слег с лихорадкой, скорее всего отравившись некачественной едой. Тогда ему приснился сон, в котором его преследовал металлический скелет ползущий по полу с ножами в руках.
Впрочем, если вы читали мою предыдущую заметку по дебютную короткометражку Кэмерона «Ксеногенезис», то знаете, что идеи о Терминаторе были у Кэмерона еще задолго до съемок «Пираньи 2».
Так или иначе, но, по признанию режиссера, он понимал, что после «Пираньи 2» ему вряд ли стоит ждать предложений о съемках, а потому нужно срочно брать дело в свои руки, то есть самому писать сценарий и пытаться его реализовать. Так Кэмерон и сделал, сочинив сценарий для «Терминатора», образ которого изначально разрабатывался под актера «Пираньи 2» Лэнса Хенриксена.
Впоследствии, как мы знаем, Кэмерон пригласил на эту роль Арнольда Шварценеггера, но про Хенриксена тоже не забыл, отдав ему роль детектива Вуковича, а потом еще и киборга Бишопа в «Чужих». Кроме того, опыт работы над спецэффектами в «Пиранье 2» пригодился Кэмерноу при работе над «Чужими».
С уволенным до старта съемок Миллером Дрейком у Кэмерона тоже впоследствии сложилось плодотворное сотрудничество: Дрейк работал над визуальными эффектами в «Бездне», «Терминаторе 2» и «Правдивой лжи». А вот к режиссуре Дрейк уже не вернулся.
В общем, из любой ситуации можно извлечь пользу, что Кэмерон блестяще и доказал. Смотреть или нет «Пиранью 2», решайте сами. На мой взгляд, делать это стоит только интереса ради, если, например, хотите поставить себе галочку «смотрел все фильмы Кэмерона». Сам же фильм вышел, будем честны, вышел слабым. Дешевизна постановки сильно бросается в глаза (удивительно, что еще как-то нашли деньги на подводные съемки), сюжет откровенно слабый, а само действие настолько неторопливо, что до начала «крошилова» можно просто уснуть. Когда же это самое «крошилово» начинается, то ничего кроме насмешки происходящее на экране не вызывает: всё кукольно и совершенно не пугает.
Завершая заметку, отмечу, что не сумели все-таки тогда разглядеть продюсеры и студийные боссы потенциал в Кэмероне, который, к слову, помимо прочего, впоследствии доказал, что он великий мастер сиквела. Но в любом случае Кэмерона можно смело отнести к известным режиссерам современности, которые начинали карьеру с трэш-ужасов. В это же списке Сэм Рэйми и Питер Джексон. Спасибо, что дочитали до конца!
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Джеймс Кэмерон: детство, юность и жизнь до кино
История создания фильма «Ксеногенезис»
Неснятые фильмы Джеймса Кэмерона
Кэмерон и Шварценеггер: совместные нереализованные проекты
Почему на самом деле Кэмерон не снял «Терминатор 3»
Ставьте лайк, пишите комментарии и подписывайтесь на канал!