Наблюдая за поведением романтических женских персонажей советских мелодрам, становится понятно, что каждую из них можно вписать в одну и ту же схему.
Схема состоит из двух осей.
Одна ось - это ось иерархии, то есть как героиня себя позиционирует относительно мужчины, который ей нравится, - выше или ниже.
Ту, которая ставит себя выше, можно условно назвать Королевой, ту, которая ставит себя ниже, - Простушкой.
Вторая ось - это ось инициативы, то есть насколько активно героиня себя ведёт по отношению к мужчине, который ей нравится.
Ту, которая ведёт себя активно, можно условно назвать Блудницей, ту, которая ведёт себя пассивно, - Девственницей.
Таким образом, получаются 4 типа героинь: Королева-Девственница, Королева-Блудница,Простушка-Девственница и Простушка-Блудница.
Вот примеры этих типов поведения.
Королева-Девственница - Леночка Крылова из "Карнавальной ночи".
Королева-Блудница - Анфиса из "Девчат".
Простушка-Девственница - Надя Клюева из "Самой обаятельной и привлекательной".
Простушка-Блудница - Оля Рыжова из "Служебного романа".
С помощью этой схемы можно анализировать различные фильмы.
Например, в чём основа сюжета "Самой обаятельной и привлекательной"? В том, что Сусанна, подруга Нади Клюевой, пытается сменить ей тип поведения - перевести её из Простушек-Девственниц в Королевы-Блудницы.
То есть Сусанна стремится, чтобы Надя ставила себя не ниже, а ВЫШЕ мужчин, и действовала не пассивно, а активно.
Подробнее об этих и других женских персонажах советского кино - в этом замечательном и познавательном ролике: