Найти в Дзене
Классическая ГИТАРА

Каков метод использования прогрессий аккордов для получения необходимых эмоциональных ощущений от песни?

Иногда говорят, что аккордовая прогрессия сама по себе может «рассказывать историю». Однако, можно использовать одни и те же слова, но произносить их оптимистично, позитивным тоном, или полностью наоборот, что будет давать совершенно различный эффект. Так что, стоит задуматься не только о самих аккордах, но и о динамике, ритмах, мелодии, аранжировке и так далее — обо всех составляющих музыки.

Возможно, наибольшим эмоциональным воздействием обладает классическая гармония (гармония классической музыки) — как вершина развития гармонического языка музыки вообще.

Современная поп- и рок-музыка в значительной степени отходят от принципов классической гармонии, а их гармонии подчас лишены развития и «топчутся на месте», будучи использованы лишь как декоративное украшение, но не «движущая сила» музыки.

Послушаем мнение на этот счёт ниже.

Это вопрос, который заставляет людей, знающих теорию музыки, скрежетать зубами от разочарования.

Я постоянно вижу дрянные ютуб-видео для детей с песнями, которые имеют абсолютно нулевой смысл гармонии, написаны и спродюсированы людьми, для которых западная гармония — явно второй язык. Эти люди в лучшем случае надеются на некоторые знакомые прогрессии аккордов, отчаянно хотят быть эффективными, но не понимают, как сделать так, чтобы гармонии действительно работали.

Большое количество этих видео сделано в странах, где местная традиционная и популярная музыка не подчиняются стандартной западной гармонии. Зато местная популярная музыка находится под сильным влиянием современной западной поп-музыки, которая, в свою очередь, уже давно не подчиняются принципам гармонического разрешения, управлявшими западной музыкой с XVII века. Эти правила, нравится вам или нет, обычно действуют в музыке, в которой западные уши склонны находить наибольший эмоциональный отклик.

Форма ААВА — стандартная форма структуры поп-песни на протяжении большей части XX века. Это одна часть, повторенная один раз, затем раздел для контраста, а затем снова первая часть. Секция В для достижения максимальной эффективности должна иметь более высокую скорость гармонического движения, чем секция А.

Эмоциональное воздействие в западной музыке обычно достигается посредством гармонического разрешения. Но классическая гармоническая структура была вытеснена как фундаментальный способ организации песен в 1960-х годах, когда блюз и индийская музыка, R&B и другие формы музыки, которые привлекали внимание, стали цениться больше и были плотно интегрированы в западные поп-формы.

The Beatles использовали элементы классической гармонии, когда хотели, но уже были среди тех, кто стоял за этим сдвигом. Одной из немногих групп, которые в значительной степени полагались на гармоническое разрешение как способ организации музыкального материала, была Queen, в частности песни Фредди Меркьюри. Меркьюри услышал в классической музыке то, что ему было нужно, и, формально не изучая её слишком тщательно, всё же привнёс это основное чувство гармонической структуры во многие свои песни.

Итак, чтобы наконец ответить на вопрос: никакого «метода» как такового не существует. Но существуют принципы гармонического разрешения, которые могут быть использованы для максимального эффекта, особенно в конце прогрессии.

Попробуйте найти способ разрешения гармонии вверх на кварту в тонику. Другими словами, против часовой стрелки по квинтовому кругу:

иллюстрация из википедии
иллюстрация из википедии

Слушайте больше классическую музыку, и вы начнёте предсказывать, как и когда гармонии будут разрешаться. Послушайте поп-музыку начала XX века, и вы услышите, как искушённые музыканты демонстрируют произошедшие кардинальные изменения в этом.

Но помните: разрешение — это не жёсткое правило, которому вы должны подчиняться. Это экстраполяция того, как музыканты прошлого создавали эффективную музыку. Если вы можете найти свой способ сделать эмоционально эффективную музыку, продолжайте.

По материалам публикации (англ.).