Моя доченька заговорила рано. Еще до года она научилась проговаривать некоторые простые слова типа "мама", "баба", "кака" и т.п.
Дальше больше. К полутора годам она уже болтала вовсю. Многие слова произносила по-своему, чудно и забавно.
Со временем выучилась называть слова правильно. А вот некоторые звуки так и продолжали звучать криво: отсутствовали "ж" и "ш", имело место быть межзубное произношение свистящих "с", "з", "ц" и "ч", выпадала из слов полностью мягкая "л". Зато твердого "л" было много, в том числе и вместо "р".
Я сама в детстве имела логопедические проблемы. Меня долго учили разные садиковые (ходила в логопедическую группу) и школьные логопеды. В итоге звукам "ж" и "ш" меня научили родители, а "р" я учила в частном порядке с логопедом будучи уже взрослой.
Потому, имея собственный опыт долгой и муторной возни со звуками, постановку правильного произношения в речи моей доченьки я решила на самотек не пускать.
В три года мы начали ставить "ж" и "ш". Сами.
Самой большой сложностью стало - объяснить ребенку, что это нужно делать. Ей ведь маленькой, по сути, это не особо-то надо!
А доча у меня, надо сказать, девочка с заметным характером! Сопротивления избежать не удалось!
Потому обучению предшествовали долгие убеждения. В основном я упирала на то, что это необходимо, чтобы ее правильно понимали окружающие и вместо "миски" вовремя могли дать ей в руки то, что она реально хотела попросить, то есть "мишку". Я нарочно делала вид, будто я не понимаю что она хочет - "каску" или "кашку", чтобы продемонстрировать необходимость правильного произношения.
Туда же плюсом пошли рассказы о моем неправильном произношении в детстве, обучении и результатах.
Ну и без авторитетного маминого "надо и все тут" не обошлось.
В целом, на моральную подготовку ушло около 2 недель.
Затем, начали потихоньку учиться. Знание того факта, что мои родители смогли сами меня научить, дало мне уверенность в том, что и у нас получится.
Чтобы избежать бурного сопротивления, мини-занятия (в первые несколько дней это было минут по 10) я решила проводить перед прогулкой по ходу дела - пока собираемся. Когда кроха начинала бурчать, я ей говорила " Сейчас, еще пять минут и идем гулять!".
Отталкиваясь от местоположения языка при произношении звука "т" (больше в пример взять нечего было - остальные подобные звуки доча произносила неправильно) нам, в итоге, удалось освоить "ж".
За каждую подвижку я активно нахваливала ребенка за успехи. И, в итоге, учить звуки ей понравилось! Получив первую "ж", она начала бесконечно жужжать и с удовольствием повторять маленькие стишки с этой буквой (брали из книжек про алфавит). А я, тем временем, целый день следила за каждым ее словом и тихонечко поправляла ее, вынуждая проговаривать слова правильно. Процесс этот очень "увлекательный", но крайне необходимый, что поделаешь. Спустя несколько дней доченька сама стала вставлять правильный "звук" в слова.
Постепенно раскатистую "ж" удалось сократить и перейти к освоению "ш".
На весь процесс ушло много времени. Оба звука мы поставили где-то за два месяца. А сказать о том, что звуки однозначно и четко "стали" в речь я смогла только спустя полгода.
Конечно, с логопедом могло быть быстрее, но тут надо учитывать характер...ррр. Обучение с чужой тетенькой было бы большим скандалом, стрессом для всех участников процесса и, вероятнее всего, сформировало бы негативное отношение ребенка ко всему этому действу. То есть учиться бы пришлось из под палки, а мне хотелось повернуть дело так, чтобы ей самой это понравилось.
Далее последовал перерыв. К постановке остальных звуков мы пришли только после 5 лет. Пошли уже к настоящему логопеду на индивидуальные занятия (групповые, как по мне, бестолковые).
Имея опыт домашнего обучения, уже не пришлось долго уговаривать ребенка что-то там повторять и напрягаться. Хотя "характер...ррр", все же, успел посопротивляться массажу язычка...
Спустя два месяца мы ушли от логопеда со всеми звуками.
А при поступлении в садик (пошли уже почти в шесть лет) понадобилось, конечно, обойти врачей. Среди них был и другой логопед.
Она по-своему проверила произношение звуков ребенком и выдала заключение: "Идеальное произношение! Такое очень редко встречается".
Эх, знала бы она сколько работы было проведено... Ну да ладно, главное, что результат есть!
Такая история.
Всем-всем родителям советую прислушаться к произношению слов ребенком и не пускать проблемы на самотек. Мне, как человеку с "логопедическим прошлым" очень хорошо известно, что значит не выговаривать звуки, будучи взрослой. И насколько сложнее выучиться, когда ты уже большой.
Помогите своим деткам избежать таких сложностей! Удачи!