1 сентября была на удивительной школьной линейке, которой могло бы и не быть… Да что линейки – школы могло бы не быть.
Весной еще угроза её закрытия была более чем явная. Учеников было мало - менее 15 человек для начальной школы, при условиях подушевого финансирования - это приговор для деревенской школе, а значит и приговор деревне. Ибо именно школа держит деревню, закрой её и молодые родители, не думая особо рванут в райцентр или в любое иное село, где школа есть.
Летом еще предупредили учителей , что они теперь работают в соседнем селе, в базовой школе. А родители соответственно возят своих детей за 20 км на автобусе - в мороз и зной и холода.
И вот - пригласили на линейку. Значит смогли отвоевать школу. Как?
А исключительно силой духа директора школы Татьяны Юрьевны и единения сельчан в борьбе за свою «невыгодную школу». Причем борьбой не только с обстоятельствами, властью, но и своими же односельчанами. Единственный способ спасти школу - это набрать 15 человек учеников.А это значит надо уболтать тех родителей, что готовы были возить детей в соседнее село. Да, были, были такие. И я их понимаю, в 20 км - каменная двухэтажная школа с отличным спортзалом, это не их крохотная начальная, деревянная и старая. Школа, где даже компьютер - всего один, что уж говорить об современных технологиях, интерактивных досках, компьютерных классах, свободным доступом в сеть интернет... Деревенское образование оно вот такое.
Да, отлично понимаю...своё дите важнее родной деревни. И вот именно таких родителей и уговаривали - оставьте детей учиться... Могу представить этот поток красноречия...Но ведь уговорили.
А далее требовался ремонт, нет, конечно, кое-какие средства на него выделили. Но их не хватало. Что делают родители и директор? Скидываются. Но тс-с-с-с, это нельзя писать. Оказывается, если око государево увидит,что родители школе помогают материально - могут наказать учителей. Справедливая мера для городских школ богатых и сытых. Но как быть деревенским ? Где подушевое финансирование не предполагает нормального ремонта? И родители, нарушая закон, скидывались, несли в школу - краску, ДВП, шифер, гвозди...и работали дружно. Нет, это, конечно, был не крутой евроремонт. Но...вот собственно, что вышло. Милая, уютная, тихая школа.
А теперь добавьте к этому, что в деревне только три учреждения, где вообще можно работать - школа, клуб и фельдшерский пункт. Выживают - тайгой и хозяйством. И каждая копейка на счету.. Незаконная гражданская сознательность..
Директор школы, она же единственный учитель для четырех классов ведет по школе и рассказывает
– Видите прихожую – вот тут щель была – я бы в неё вошла, отходили от здания. Помог Толя Андреев. Он даже не родитель, просто когда-то учился здесь.Он сам всё зашил, сдвинул шифер… К кому бы я не обращалась – никто, понимаете никто не отказал. Перебеливали классы на несколько раз, родители же принесли ДВП, мы закрыли выпирающие печи. Они давно уже не топятся, но стоят, некрасиво. В общем – спасали школу, если не все селом, то половиной села. А основная нагрузка по побелке и покраске легла на Светлану - нашего техработника. Только столовую она перебеливала на шесть раз.
Светлана вдруг возражает:
– Что на меня-то? Мой карман не страдал!
– А чей страдал?
– Да, вон Татьяна Юрьевна банки с краской сюда носила и носила. Юрьевна, сколько денег ушло?
–Мой карман ничего бы в одиночестве не смог, – смеется директор спасенной школы (Да, о том, что учителя у нас вынуждены нести краску, бумагу, ручки и скидываться на учебный процесс - тоже нельзя говорить вслух. Когда я готовила статью о школе для районной газеты меня убедительно попросили эти факты не указывать. Ну, блин, читатели..."Слова нет, а ж...а есть" - простите за злую цитату)
А еще директор скромно молчит, что отказавшись от рабочего места в базовой школе соседнего села, она отказалась от условий, куда как более спокойных и сытых что ли. Там один класс - 25 человек. Тут 15 в четырех. А самое обидное, что вот это счастливое возрождение - не гарант, что школа вновь не окажется на грани закрытия. Любой бы трижды подумал, а она...
– Не знаю, как объяснить, но вот сегодня мужу говорила, что у меня двадцать шестой День Знаний в родной школе. А я волнуюсь, как в первый раз. Моя школа, мои дети. Может я непредусмотрительно поступаю. Но пока есть возможность я их не брошу.
Такая вот большая победа всей деревни. Потому на линейке, помимо пятнадцати учеников – родители. Они стоят поодаль, соблюдая строгие меры коронавирусной предосторожности.
Ребятня тянет руки для измерения температуры. Попутно выясняя «Со скольки учиться», «А физкультура на улице или в спортзале» и делясь новостями, причем все в раз, этакий единый ровный гул пятнадцати голосов.
Первоклашек в обновленной школе двое .Провожают их в мир знаний не просто всей семьёй, а несколькими поколениями семей.
Вот у улыбчивой Ульянки - прабабушка, дедушка и бабушка, родители, а брат и сестра учатся в этой же школе. Самая старшая в этом дружном семействе – прабабушка Галя, в декабре ей 90, но пропустить важное событие она не могла. И вели бабу Галю под руки бережно на линейку, которой могло бы не быть. Когда-то все эти поколения учились в этой школе Школа была средней, потом стала неполной средней. И занимала оба крыла здания. Сейчас одно из крыльев заколочено и заброшено. Школа стала начальной, но маленькая и с одним крылом – она продолжает свой полет. И не хочется думать, что он может оборваться.
– В следующем году первоклашки будут?
– Будут – трое. – объясняет директор – Трое уходит, трое подрастет. Два года у нас точно есть.
Два года. Короткое дыхание. Подушевое прерывистое дыхание. Маленькие школы для большой страны - невыгодны. А для деревень жизненно необходимы. . И вспоминается вдруг факт – в последние 10 лет Россия потеряла 1671 сельскую школу. Как раз по причинам подушевухи. А где-то в крохотной Финляндии школы берегут,берегут до последнего ученика. Потому как именно наличие школы – жизненно важный фактор для малых населенных пунктов. А наличие малых населенных пунктов – это уже фактор освоения малодоступных территорий в сложных климатических условиях. Чем больше сел, тем более освоены северные пространства. Но у нас – не Финляндия. Наши пространства безмерны. И мы не считаем погибших школ и деревень.
После короткой, по причинам коронавируса, линейки дети и родители расходятся не сразу. Фотографируются во дворе школы. Что-то обсуждают. Слышу, как баба Галя напутствует малышей:
–Учитесь, детушки, на пятерки…
Послесловие. Я не указываю название школы и фамилий героев, дабы им же не прилетело вдруг за желание спасти школу.