по материалам nature
Помимо коронавируса, многие страны сталкиваются со второй опасной чумой. С конца 2019 года гигантские стаи пустынной саранчи Schistocerca gregaria пожирают урожай в Восточной Африке, на Ближнем Востоке и в Юго-Западной Азии. Это самый страшный саранчовый кризис, который некоторые регионы видели за 70 лет.
Всплеск, который был связан с необычно сильными дождями и тропическим циклоном на Аравийском полуострове, вызвал опустошительные стаи в Кении, Эфиопии, Сомали, Йемене и Индии, при этом под угрозой оказались многие другие страны.
По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО) ООН, не менее 20 млн. человек рискуют потерять запасы продовольствия и средства к существованию.
Стаи обычно содержат от 4 до 8 млрд. особей и могут съесть за день столько, сколько съели бы по крайней мере 3,5 млн. человек.
Правительства и исследовательские организации в пострадавших странах борются за контроль над насекомыми, в основном за счет распыления пестицидов с самолетов. Но это может показаться проигранной битвой.
В последнее время исследователи добились определенного прогресса. Они начинают понимать, как насекомые общаются; некоторые использовали данные других вспышек для разработки инструментов, позволяющих предсказать, когда и где произойдут следующие.
Все это ответственная работа, но только первые шаги. Не менее важна необходимость проверять, улучшать и в конечном итоге действовать на основе этих результатов. Результаты необходимо превратить в нечто практическое, что можно будет использовать в борьбе с пустынной саранчой.
Химическое притяжение
Одна давняя загадка заключается в том, что заставляет саранчу периодически собираться в чернеющие небо стаи.
В журнала Nature Сяоцзяо Го и ее коллеги сообщают об одном ответе: они идентифицируют сладко пахнущий феромон, производимый перелетной саранчой Locusta migratoria, другим видом, который также образует стаи. Исследователи из Китайской академии наук и Университета Хэбэй выделили 35 соединений, выделяемых этим насекомым. Они проверили несколько на их способность привлекать другую саранчу и обнаружили, что феромон 4-виниланизол (4VA) дает самые сильные результаты. Исследователи также обнаружили, что когда собираются всего четыре или пять саранчовых, они начинают производить 4VA, которые затем привлекают других, чтобы создать рой.
Исследователи идентифицировали ген Or35 , который производит рецептор, обнаруживающий феромон. Используя редактирование гена CRISPR-Cas9, они показали, что саранча с мутированным Or35 неспособна обнаруживать 4VA или отвечать на него.
Прогноз по саранче
Все эти многообещающие открытия можно, по крайней мере теоретически, использовать. Модель может указывать на потенциальные места размножения, где может быть выпущен искусственный феромон для привлечения саранчи, чтобы ее можно было поймать и уничтожить до того, как она начнет размножаться в больших количествах. Но сначала результаты должны быть подтверждены, расширены и проверены на местах.
Исследователи должны установить, оказывает ли 4VA такой же эффект на разрушительную пустынную саранчу, как и на мигрирующую саранчу, и задействованы ли другие сигналы; потребуется гораздо больше работы, прежде чем можно будет создать искусственный феромон; и исследователи должны исследовать практические вопросы, например, как, где и когда раздавать ловушки.
Существенные нашествия саранчи случаются нечасто - последнее событие было 15 лет назад - и поэтому национальные и международные спонсоры не уделяют таких исследований приоритетам. Это одна из причин, по которой страны не были готовы к атакам: надзор за саранчой, включая исследования в стране, ослаблен годами недостаточного финансирования.
PS. Если бы на борьбу вредителями выделялись такие же средства, как на Covid-19, глядишь и проблему бы уже решили и голода ы в регионах Африки и Азии не было.
Всем спасибо за уделенное время.
Поддержите молодой канал, ставьте лайки, подписывайтесь!
Читайте другие статьи на канале: Для выхода России из депрессии нужно резкое увеличение расходов
или узнайте кто кого: Евро или Доллар?