Я вступлю в бой с любой несправедливостью, подлостью и жестокостью, где бы их ни встретил. Я не стану ждать, когда на защиту правды встанет кто-то раньше меня
Из клятвы отряда «Каравелла».
Рассказ об этом писателе мы начнём не с книг, а с детского клуба «Каравелла», которым Владислав Петрович Крапивин руководил более тридцати лет. Командор, как называли его подопечные, не только в текстах, но и в жизни учил мальчиков и девочек самому главному — дружбе, взаимовыручке, служению добру и справедливости.
Но личным примером можно помочь и поддержать десятки, максимум сотни учеников. А вот книги Крапивина становились верными друзьями миллионам читателей всех возрастов. Барабанщики, горнисты, мушкетёры, курсанты, странники — его персонажи очень разные и живут не только в нашей привычной реальности, но и в других временах, в неизвестных странах и параллельных вселенных. Но в чём-то они очень похожи между собой. Причину тому лучше всего выразил в песне «Баллада о Времени» Владимир Высоцкий: «Потому, что добро остается добром — в прошлом, будущем и настоящем!»
Нельзя не сказать о взаимоотношениях между взрослыми и детьми в крапивинских текстах. Взрослых персонажей в них можно поделить на следующие категории: родственники, враги и друзья. Родные главных героев упоминаются, но обычно заметной роли в происходящих событиях не играют. В лучшем случае, мать или отец является символической фигурой, ждущей мальчика дома. Враги воплощены не только в бандитах, хулиганах и прочих негодяях, но намного чаще — в равнодушных или злобных чиновницах. А также учителях, не любящих детей, хладнокровных полицейских, убивающих кого им прикажут, и тому подобных людях, выбравших служение бесчеловечной системе.
Но есть ещё одна разновидность врагов, исключительно опасная. Среди друзей крапивинских мальчишек, помимо сверстников и порядочных взрослых, особо выделяются Командоры — те, кто сознательно и целенаправленно помогает детям, при этом не делая попыток их подчинить, а становясь для них старшими братьями и мудрыми наставникоми. Так вот, в некоторых ключевых повестях Крапивина, вроде «Заставы на Якорном Поле» действуют «чёрные командоры». Они маскируются под таких же наставников, но на самом деле дети им нужны для их собственных целей: ради власти над душами и для обретения контроля над теми возможностями, которыми обладают некоторые из их подопечных.
Вот мы и подошли к ещё одному ключевому термину из творчества Крапивина. Койво. Так называют детей, которые не только обладают экстрасенсорными способностями (например, могут наложением руки залечить расцарапанную коленку), но и способны проникать в другие миры. Таких мальчишек ещё называют Пограничниками, потому что они могут пересекать границу между реальностями. А иногда их возможности вообще необъяснимы. Например, герой повести «Самолета по имени Сережка», входящей в цикл «Сказки и были Безлюдных пространств», мог превращаться в небольшой транспортный самолёт.
Все миры в мифологии Крапивина объединены в систему, называемую Великим Кристаллом. Каждый мир — отдельная грань, а всего таких граней бесконечно много. Путешествуя между гранями, можно вернуться в прошлое или попасть в будущее. Через грани проходит Дорога — не просто путь, которым проходят герои, но и символ поиска самого себя и своего предназначения. Не все попадают на Дорогу между мирами по своей воле: к примеру, капрал Дуго Лобман из повести «Крик петуха», который стрелял в ребенка, обречен бесконечно странствовать по Дороге.
Судьбы персонажей Крапивина, живущих в разных мирах и временах, тесно переплетены между собой. Выбор, сделанный средневековым мальчиком, сказывается на многих людях, о которых повествуется в книге о наших современниках, занятых своими повседневными делами. Космолётчик из будущего оказывается в XX веке и помогает местным детям справиться с жуткой угрозой, олицетворяемой манекенами, в которые вселяются неведомые сущности, враждебные людям. Слова, поступки и отношения между персонажами касаются не только лично их, они в конечном счёте влияют на всё мироздание.
Крапивин написал очень много. Некоторые из его произведений — безусловные шедевры, другие сильно уступают им в качестве. Но все они так или иначе связаны между собой. Как и многие великие писатели, Крапивин всю жизнь писал одну огромную книгу, которая, словно тот самый Великий Кристалл, состоит из множества граней: текстов, написанных автором в разное время, в которых действуют самые разные персонажи. Иногда эти грани пересекаются (в некоторых повестях Крапивина показаны встречи героев из разных миров), и тогда читатель может воочию убедиться в сложности и продуманности структуры этого Кристалла, созданного настоящим мастером.