Найти в Дзене

Сказки о парусах и крыльях. Наследие Крапивина

Я вступлю в бой с любой несправедливостью, подлостью и жестокостью, где бы их ни встретил. Я не стану ждать, когда на защиту правды встанет кто-то раньше меня Из клятвы отряда «Каравелла». Рассказ об этом писателе мы начнём не с книг, а с детского клуба «Каравелла», которым Владислав Петрович Крапивин руководил более тридцати лет. Командор, как называли его подопечные, не только в текстах, но и в жизни учил мальчиков и девочек самому главному — дружбе, взаимовыручке, служению добру и справедливости. Но личным примером можно помочь и поддержать десятки, максимум сотни учеников. А вот книги Крапивина становились верными друзьями миллионам читателей всех возрастов. Барабанщики, горнисты, мушкетёры, курсанты, странники — его персонажи очень разные и живут не только в нашей привычной реальности, но и в других временах, в неизвестных странах и параллельных вселенных. Но в чём-то они очень похожи между собой. Причину тому лучше всего выразил в песне «Баллада о Времени» Владимир Высоцкий: «По
Я вступлю в бой с любой несправедливостью, подлостью и жестокостью, где бы их ни встретил. Я не стану ждать, когда на защиту правды встанет кто-то раньше меня

Из клятвы отряда «Каравелла».

Рассказ об этом писателе мы начнём не с книг, а с детского клуба «Каравелла», которым Владислав Петрович Крапивин руководил более тридцати лет. Командор, как называли его подопечные, не только в текстах, но и в жизни учил мальчиков и девочек самому главному — дружбе, взаимовыручке, служению добру и справедливости.

Символ отряда «Каравелла» с девизом «Tamborileros, аdelante!» (Барабанщики, вперед!).
Символ отряда «Каравелла» с девизом «Tamborileros, аdelante!» (Барабанщики, вперед!).

Но личным примером можно помочь и поддержать десятки, максимум сотни учеников. А вот книги Крапивина становились верными друзьями миллионам читателей всех возрастов. Барабанщики, горнисты, мушкетёры, курсанты, странники — его персонажи очень разные и живут не только в нашей привычной реальности, но и в других временах, в неизвестных странах и параллельных вселенных. Но в чём-то они очень похожи между собой. Причину тому лучше всего выразил в песне «Баллада о Времени» Владимир Высоцкий: «Потому, что добро остается добром — в прошлом, будущем и настоящем!»

Обложка сборника повестей, изданного в 2017 году.
Обложка сборника повестей, изданного в 2017 году.

Нельзя не сказать о взаимоотношениях между взрослыми и детьми в крапивинских текстах. Взрослых персонажей в них можно поделить на следующие категории: родственники, враги и друзья. Родные главных героев упоминаются, но обычно заметной роли в происходящих событиях не играют. В лучшем случае, мать или отец является символической фигурой, ждущей мальчика дома. Враги воплощены не только в бандитах, хулиганах и прочих негодяях, но намного чаще — в равнодушных или злобных чиновницах. А также учителях, не любящих детей, хладнокровных полицейских, убивающих кого им прикажут, и тому подобных людях, выбравших служение бесчеловечной системе.

Иллюстрация к «Заставе на Якорном Поле».
Иллюстрация к «Заставе на Якорном Поле».

Но есть ещё одна разновидность врагов, исключительно опасная. Среди друзей крапивинских мальчишек, помимо сверстников и порядочных взрослых, особо выделяются Командоры — те, кто сознательно и целенаправленно помогает детям, при этом не делая попыток их подчинить, а становясь для них старшими братьями и мудрыми наставникоми. Так вот, в некоторых ключевых повестях Крапивина, вроде «Заставы на Якорном Поле» действуют «чёрные командоры». Они маскируются под таких же наставников, но на самом деле дети им нужны для их собственных целей: ради власти над душами и для обретения контроля над теми возможностями, которыми обладают некоторые из их подопечных.

Обложка одной из книг собрания сочинений Крапивина, выпущенного издательством «Эксмо».
Обложка одной из книг собрания сочинений Крапивина, выпущенного издательством «Эксмо».

Вот мы и подошли к ещё одному ключевому термину из творчества Крапивина. Койво. Так называют детей, которые не только обладают экстрасенсорными способностями (например, могут наложением руки залечить расцарапанную коленку), но и способны проникать в другие миры. Таких мальчишек ещё называют Пограничниками, потому что они могут пересекать границу между реальностями. А иногда их возможности вообще необъяснимы. Например, герой повести «Самолета по имени Сережка», входящей в цикл «Сказки и были Безлюдных пространств», мог превращаться в небольшой транспортный самолёт.

Иллюстрация к повести «Та сторона, где ветер» из цикла «В глубине Великого Кристалла».
Иллюстрация к повести «Та сторона, где ветер» из цикла «В глубине Великого Кристалла».

Все миры в мифологии Крапивина объединены в систему, называемую Великим Кристаллом. Каждый мир — отдельная грань, а всего таких граней бесконечно много. Путешествуя между гранями, можно вернуться в прошлое или попасть в будущее. Через грани проходит Дорога — не просто путь, которым проходят герои, но и символ поиска самого себя и своего предназначения. Не все попадают на Дорогу между мирами по своей воле: к примеру, капрал Дуго Лобман из повести «Крик петуха», который стрелял в ребенка, обречен бесконечно странствовать по Дороге.

Иллюстрация к повести «Баркентина с именем Звезды».
Иллюстрация к повести «Баркентина с именем Звезды».

Судьбы персонажей Крапивина, живущих в разных мирах и временах, тесно переплетены между собой. Выбор, сделанный средневековым мальчиком, сказывается на многих людях, о которых повествуется в книге о наших современниках, занятых своими повседневными делами. Космолётчик из будущего оказывается в XX веке и помогает местным детям справиться с жуткой угрозой, олицетворяемой манекенами, в которые вселяются неведомые сущности, враждебные людям. Слова, поступки и отношения между персонажами касаются не только лично их, они в конечном счёте влияют на всё мироздание.

Владислав Крапивин, фото 2018 года.
Владислав Крапивин, фото 2018 года.

Крапивин написал очень много. Некоторые из его произведений — безусловные шедевры, другие сильно уступают им в качестве. Но все они так или иначе связаны между собой. Как и многие великие писатели, Крапивин всю жизнь писал одну огромную книгу, которая, словно тот самый Великий Кристалл, состоит из множества граней: текстов, написанных автором в разное время, в которых действуют самые разные персонажи. Иногда эти грани пересекаются (в некоторых повестях Крапивина показаны встречи героев из разных миров), и тогда читатель может воочию убедиться в сложности и продуманности структуры этого Кристалла, созданного настоящим мастером.