Постройка нового города - дело довольно необычное, согласитесь. А уж когда это поручают буквально одному человеку, который волен воплотить свои самые необычные идеи, то тем более интересно, что же в итоге получится. В 1947 году Индия добилась независимости, а новый город Чандигарх должен был стать символом новой Индии.
Начало "великой стройки" относится к 1953 году, но первый премьер-министр страны Джавахарлал Неру выступил с идеей строительства этого современного и в чём-то утопического города гораздо раньше. Название Чандигарх, наверное, единственное "древнее", что есть в этом городе. Оно произошло от имени Чанди, богини силы - что вполне уместно для такой глобальной и символической задумки. Буквально название означает что-то вроде "Крепость Чанди", а если уж говорить точно, то такое название было выбрано в честь индуистского храма этой богини, который сейчас находится в 15 километрах от города.
Само место, выбранное для нового города, находится у подножья Гималайских гор. Сам район при этом считался засушливым, поэтому здесь было много заброшенных сельхозугодий. Что, впрочем, только давало больше простора для того, чтобы здесь появилось что-то новое.
Индия была молодой республикой, только что вышедшей из состава Британской империи, и, по всей видимости, образованных и опытных местных специалистов на тот момент здесь ещё не появилось. Руководство Индии решило заказать проект нового города у иностранного специалиста и сначала остановилось на американце Альберте Майера, который уже работал в Индии до этого (во время Второй мировой он попал сюда вместе с американскими военными).
Забегая вперёд, скажем, что его идеи не были реализованы, но в случае, если бы Чандигарх строился по его проекту, то он бы напоминал идеалистические американские пригороды в стиле "город-сад". Этот проект он разрабатывал вместе с польским архитектором Мацей Новицким, который погиб в авиакатастрофе в 1950 году - после чего сам Майер отказался от работы.
Вот после этого судьба города пошла другим путём, поскольку к проекту был привлечён знаменитый Ле Корбюзье, которого называют пионером архитектурного модернизма. Говорят, сначала он отказывался от этой работы, считая, что ему предлагают слишком низкую оплату. Но в итоге согласился, поскольку больше нигде ему не могли дать столько простора и свободы для воплощений идей.
А ведь он хотел провернуть что-то такое, когда был моложе. Так в 20-х годах он продвигал идею снести большую часть центральных районов Парижа и построить там новый деловой и жилой район, состоящий из бетонных зданий. Наверное, это были бы не "бетонные коробки", которые сейчас уродуют города, а что-то поизысканней - но французы всё равно не дали возможности осуществиться этой идее.
Впрочем, это совсем другая история, о которой надо писать отдельно. Важно, что Ле Корбюзье взялся за проектирование Чандигарха, отчасти привнеся сюда то, что ему не дали реализовать в Париже - при этом опираясь на свой опыт и архитектурные взгляды, которые сделали его имя знаменитым. Если главной особенностью проекта была геометричность его планировки, то непосредственно для процесса главным было решение использовать для строительства исключительно бетон.
Это направление в архитектуре называлось брутализм - от французского beton brut, что переводится как "необработанный бетон". Но надо понимать, что использование бетона тогда было символичным, а не просто дешёвым или упрощающим работу. Он давал больше возможностей и "гибкости" в проектировании зданий, при этом в послевоенное время преподносился как символ новых надежд и нового мира.
В итоге новый индийский город сконцентрировал в себе самые актуальные и, можно сказать, модные архитектурные решения. Это воспринималось на ура, а "палки в колёса" ставили, пожалуй, только местные рабочие, которые старались сырой бетон сглаживать (в буквальном смысле) - видимо, в соответствии со своими представлениями о красоте, в которые не укладывалась идея оставляться бетон необработанным.
Надо сказать, что сам Ле Корбюзье при разработке проекта в Индию даже не приезжал и за всё время строительства был тут всего лишь несколько раз. По факту Ле Корбюзье занимался, так сказать, стратегией - то есть планированием города и концепцией. А сами здания проектировали привлечённые им Пьер Жаннере (к слову, это был двоюродный брат архитектора) и англичане Джейн Дрю и Макс Фрай в качестве старших дизайнеров.
В итоге эта компания разработала для нового города буквально всё - от плана города и зданий до того, как будет выглядеть местная мебель или даже фурнитура вплоть до дверных ручек. С креслами, которые придумал Пьер Жаннере, позже была отдельная история - в Европе примерно в начале 21 века они стали очень модными. Предприимчивые дельцы скупали эти ротанговые кресла необычной конструкции, даже собирали на свалках, чтобы продать на европейских аукционах с большой для себя прибылью.
Что касается непосредственно архитектуры, то самым известным строением стал Капитолийский комплекс, который уже стало объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. В этот комплекс входят здания Секретариата, Верховного суда и Дворца собраний. Говорят, что сам Ле Корбюзье называл этот комплекс "головой Чандигарха".
Есть в городе и символические скульптуры. Наиболее известная - монумент "Открытая рука", который был возведён при жизни архитектора, в 1965 году. Ладонь из стали является своеобразным флюгером, который установлен на бетонном пьедестале как раз посреди Капитолийского комплекса - теперь это официальный символ Чандигарха. Говорят, кстати, что сначала власти не хотели его возводить из-за желания сэкономить средства.
Ле Корбюзье умер в 1965 году, а вот Чандигарх продолжал расти и достраиваться. Там же, где "Открытая рука", была возведена "Башня теней" - это сооружение посвящено теме защиты зданий от солнечных лучей. Тема для города вполне актуальна всё время его существования - через несколько десятков лет после возведения некоторые из городских зданий начали давать трещины, на что влияет местный климат с жарой и сезонами муссонов.
В итоге город около 15 лет назад начали реставрировать - и тут же возникли две крайности: опасения, что будет разрушена та целостность, которая заложена в проекте Ле Корбюзье, и что статус города-музея "помогает" ему разрушаться.
Ещё одна проблема - это слишком большое население, на которое город не был рассчитан. Вместо "плановых" 500 тысяч людей здесь живёт уже больше миллиона человек. Вокруг города появляются дома совершенно, скажем так, другого стиля, которые проще назвать трущобами. При этом Чандигарх, согласно статистике, чуть ли не самый богатый город в Индии по доходам на душу населения. Но главное, что необычный город, план которого был придуман буквально "на удалёнке", остаётся вполне обычным, живым городом.
Если материал вас заинтересовал, ставьте лайк или подписывайтесь на канал - это позволит алгоритму "Дзена" показывать вам чаще наши публикации и публикации каналов, которые пишут на те же темы!