Найти в Дзене

Абитуриент 1980 года

В конце июня 1980 года прошел школьный выпускной вечер, на котором нам вчерашним ученикам 10 класса выдали аттестаты об окончании средней школы. Учителя всплакнув, пожелали доброго пути в дальнейшей взрослой жизни.

После этого дня почти каждый день звонил в районный военкомат города, не пришел ли вызов из военного училища о приглашении меня к прохождению стать кандидатом в курсанты показав свои знания на вступительных экзаменах. 05 июля военных комиссар военкомата сообщил о прибытии долгожданного вызова и мне пора собираться в дорогу. Сборы были не долгими. Прощание с родителями, пожелания «ни пуха, ни пера» от соседей и я уже в самолете аэрофлота на пути к своей мечте.

Так как я вырос рядом с военным гарнизоном одного из авиационных полков ПВО Страны на территории Казахской ССР, путь мне был заказан поступать в Армавирское ВВАКУЛ. Ведь летчики этого полка в основном были выпускниками Армавирского и Ставрополького училища,. В то время на вооружении полка стоял дальний барражирующий истребитель-перехватчик Ту-128М и назывался этот аэродром - Жана-Семей, в городе Семипалатинск.

09 июля 1980 года прибыл в г. Армавир. С этого дня и до зачисления в курсанты, я вчерашний мальчишка и школьник, стал называться товарищем абитуриентом. Размещение абитуриентов было в палаточном городке на окраине футбольного поля, но на территории училища. Палаточный городок состоял из пяти больших армейских палаток вместимостью около 120 человек. Пятая палатка использовалась для приема пищи в простонародье именуемая СТОЛОВОЙ. Пища, я вам скажу, готовилась с расчетом не на качество, а на количество и была прямо скажем не АХТИ, по вкусовым качествам.

КПП, вход в училище АВВАКУЛ
КПП, вход в училище АВВАКУЛ

Из прибывших со всей страны ребят в этот и предыдущий день, сформировали 73 группу из 20 абитуриентов. Объяснили: что все передвижения только строем в колону по двое, за информацией о предстоящих процедурах следить на общей доске объявлений, выполнять указания своих командиров (групп) отделений (которые состояли из солдат срочной службы), все время находиться на территории городка абитуриентов. Малейшее не соблюдение этих правил, карается отчислением из списков абитуриентов и поездка домой в обратном направлении. Сразу скажу, что действительно выгоняли, не выслушивая объяснений и уговоров, по нескольку человек в день. Так мы начинали привыкать к воинской дисциплине!!!

Началось прохождение врачебно-летной комиссии (ВЛК). После хождения по медицинским специалистам, группа заметно рядела, добавились до 20 из группы 74, 75. Некоторые парни приехавшие поступать с виду были крепкие и здоровые, но всевозможные углубленные анализы, тесты, снимки, кардиограммы выявляли небольшие имеющие отклонения в молодом организме и врачи выносили свой вердикт о не годности к обучению в училище. Жалко было прощаться с некоторыми ребятами на всех этапах поступления. Потому что даже за такие короткие промежутки по времени, завязывались дружеские отношения. Уезжая домой кто-то говорил, что обязательно попробует приехать поступать на следующий год. Увы, из моих приятелей, никто не возвратился.

Наша группа жила в четвертой палатке. После 15 июля прекратился прием документов, прекратилось пополнение палатки новыми абитуриентами. Самое интересное началось после массовых отъездов из всех четырех палаток. Кто-то не сдал экзамен, кто-то не прошел профотбор, кто-то медицинскую комиссию, кого-то по хулиганке отчисли, кто-то сидел выжидал. В то время, пока мы находились на каком нибудь обследовании или экзамене, стали пропадать личные вещи и простые бытовые принадлежности вплоть до чемоданов. Саша Писаревский прилетел из Петропавловска-Камчатска, в один из дней обнаружил полную пропажу своих вещей вместе с чемоданом, оставшись в одних трениках и футболке. Помню, как собирали по всему лагерю абитуры подходящие брюки и рубашку, чтобы он хоть чуть-чуть выглядел нормально на первом экзамене. Забегая вперед сообщу, что Писарь (Писаревский) поступил и успешно закончил училище.

ВЛК пройдено с записью «ГОДЕН», профотбор пройден и засчитан (до сих пор не знаю даже по какой группе). Были у нас такие, кто похвалялся первой группой профотбора, но в дальнейшем по жизни, я много раз сомневался в этом. А были действительно умные и в меру подготовленные, не вызывающие сомнений. Среди них хочу отметить одного из нашего выпуска, летчика-испытателя полковника запаса Щербину Сергея Николаевича.

-3

Текстовая часть профотбора по вопросам и ответам составила не менее двух часов, 1200 или 1500 вопросов, на самые разные темы: от любишь ли ты свою маму, до готов ли ты заняться любовью с мужчиной. Вопросы на логику и ориентировку по сторонам около 30 минут. Самое интересное для меня было рефлексы и реакция, провести змейку ручкой управления по заданной траектории, по горящим лампочкам, сидя в кресле импровизируемого самолета.

Пришло время сдавать физическую подготовку. Я за эту дисциплину совсем не переживал, так как со спортом всегда дружил и перекладина во дворе дома стояла не для красоты. Но и здесь попадались индивидуумы, которым не покорился именно этот экзамен. Нам было сказано, что физическая подготовка для будущих летчиков, наряду со всеми предметами стоит на первом месте и мы в этом убеждались не раз все четыре года обучения.

Начались теоретические экзамены: математика (письменно), литература (сочинение), физика (устно), математика (устно). Члены приемной комиссии ни кого не заваливали, многих подтягивали простыми не сложными дополнительными вопросами до оценки не ниже «удовлетворительно. Некоторым даже говорили, что если поступят, то обязательно надо будет посещать дополнительные занятия по предмету.

Экзамены успешно сданы. Ура! Жду и ждем мандатной комиссии. Ура!

Организм мобилизовался на всю эту дистанцию (25 дней), ни разу не дав сбоя ни в один из дней, за это мысленно благодарил своих родителей. Третий раз Ура!

-4

04 августа 1980 года состоялась мандатная комиссия членов экзаменационного совета, во главе с начальником Армавирского училища летчиков, генералом майором авиации Крюковым Николаем Петровичем, где мне объявили о хороших результатах показанных при отборе и что я становлюсь кандидатом на зачисление в курсанты АВВАКУЛ. Результат будет объявлен 05.08.1980 года в приказе по училищу. Радость и волнения были не передаваемы, наконец то я выполнил эту цель, сделав первый самостоятельный ШАГ в своей жизни.

После обеда, отпросился у офицера палаточного городка абитуриентов, сходить на почту. На почте отправил телеграмму домой родителям. Вот с такой записью: «Поступил училище зпт Я курсант».

Подписывайтесь на мой канал. Буду вам очень благодарен.

Буду писать дальше. У меня есть о чем и о ком рассказать. Всем хорошего дня.

Спасибо всем, если поставите значок понравилось.

В качестве бонуса. Чистая правда.

Толик Елисеев, при сдаче экзамена по физике (устно), полностью поплыл по билету, преподаватель и так, и так пытался ему помочь, ничего не выходит. Говорит: - Ну что ж, товарищ абитуриент, придется поставить вам оценку «неудовлетворительно». На что Толик спрашивает: _- А если я на одной руке перед Вами простою 30 секунд, поставите «тройку»?

- Давай, посмотрим! – ответил преподаватель.

Толя выполнил это упражнение, даже с показателем далеко за 30 сек. А всё дело в том, что он был мастером спорта по акробатике. Преподаватель слово сдержал.

Мандатная комиссия, перед ними кандидат в курсанты Елисеев Анатолий. Преподаватель рассказывает членам совета историю которая произошла между ним и абитуриентом на его экзамене. На что члены совета вместе с начальником училища, попросили его еще раз показать этот трюк, стойке на одной руке. Вот так Анатолий завоевал свою путевку в курсанты. На протяжении четырех курсов Толик защищал честь училища по курсантскому многоборью, не раз получая высшие награды на пьедестале почета.