Найти тему
Старичок на драйве

Почему грузовики Татра имели положительный угол развала колес? Все дело в конструкции рамы

Оглавление

Приветствую, друзья автомобилисты!

Если вы когда-либо видели автомобиль «Татра-815», который был самым настоящим хитом в СССР, то, вероятно, обращали внимание, что колеса у машины имеют положительный угол развала. Проще говоря, «Татра» - она «косолапая». Почему? На этом я хотел бы остановиться в статье.

«Татру-815» стали выпускать в начале 80-х годов прошлого века. Кстати говоря, «косолапость» характерна и для моделей, которые выпускали ранее.

Легендарный грузовик TATRA-815. Фото: spb.spcteh.ru
Легендарный грузовик TATRA-815. Фото: spb.spcteh.ru

Вообще, «Татра» - это, действительно, хорошая машина. У «815-й» была хребтовая рама, независимая подвеска, полный привод – на все колеса.

Кстати, рама в форме трубы позволяет делать привод не только 4 на 4, или 6 на 6, но даже 8 на 8, или 12 на 12. У рамы великолепная устойчивость к скручиванию и прекрасная жесткость. Короче, с такой рамой можно сделать самый настоящий вездеход. Впрочем, «Татра» таковым и была. Думаю, с этим никто не будет спорить. За это «Татру» и любили. И не только в СССР.

Рама Татра-815. Разрезные мосты; кардан спрятан в трансмиссионной трубе; огромный вертикальный ход полуосей. Фото: truck-forum.cz
Рама Татра-815. Разрезные мосты; кардан спрятан в трансмиссионной трубе; огромный вертикальный ход полуосей. Фото: truck-forum.cz

Как это все сопоставляется с положительным углом развала?

На этот счет есть разные мнения. Согласно одному из них, при хребтовой раме и независимой подвеске нельзя было поставить колеса иначе. Думаю, что сторонники этой версии ошибаются и недооценивают чехословацких инженеров.

На самом деле, положительный развал делался умышленно. Причем он имел место только на машине без груза. Когда «Татру» загружали, колеса выравнивались.

Преимущества конструкции:

  • высокая проходимость. А ведь «Татры» покупали, чтобы использовать именно на бездорожье;
  • большая грузоподъемность.

Татра-815 - настоящий вездеход. Фото: autobible.euro.cz
Татра-815 - настоящий вездеход. Фото: autobible.euro.cz

Есть и минусы:

  • не очень удобно ремонтировать. Валы в «815-й» закрывались рамой, до них не так-то просто было добраться;
  • положительный развал – это всегда неравномерный износ резины. На «Татре» часто приходилось разворачивать шины на 180 градусов.

Позже «косолапые» «Татры» делать перестали.

Может быть кому-то из читатель довелось поездить на данном автомобиле? Поделитесь впечатлениями.