Бывает, наши мысли целиком заняты отношениями с другими людьми и личными переживаниями. Кто-то не так смотрит на нас, недостаточно вежлив, учит жизни и т.д. Мы вечно с кем-то спорим — не вслух, а про себя, проигрывая новые сценарии прошлого или гипотетического будущего.
⠀
Например, работаем на износ и одним жалуемся, что устали, другим гордо заявляем, что перевыполнили план, и «хорошо бы, другие это ценили». А оставшись наедине, самому себе плачемся, что иначе мы и не умеем.
⠀
А бывает, что при общении нас часто тянет обсудить социальную обстановку — кто с кем дружит, кому чего не хватает и т.д. — вместо того, чтобы говорить о деле. Более того наши истории (нарративы) об одном и том же меняются в зависимости от того, с кем мы говорим. Почему так происходит?
⠀
Все эти примеры относятся к «социальным играм» нашего мышления. И у этого театра в голове и в отношениях есть эволюционная причина. Наша дефолт-система была создана для просчета отношений с другими. Понимаете, что одинаково разговаривать с вождём племени и с аутсайдером — чревато.
⠀
С этим же аппаратом мышления мы существуем и сегодня. Но с появлением языка наш мозг научился просчитывать содержание (создание научных теорий — экономика, квантовая физика, биология и пр., построение бизнес-процессов, религия, творчество и т.п). То есть научился решать сложные интеллектуальные задачи и усложнять свои знания и навыки, а не только «крутить» отношения.
⠀
Безусловно, и сегодня нам важно понимать, какое место «в стае» мы занимаем. Другой вопрос, насколько сильно мы занимаем свою ДСМ «социальными играми».
⠀
Наша дефолт-система мозга – аппарат для просчета одновременно и социальных отношений, и место, где происходит мышление. Развиваясь в социальной среде, ДСМ обучилась строить максимально сложные для каждого из нас интеллектуальные объекты. Это локомотив, который обеспечивает нас созданием моделей (карт) реальности.
⠀
Но пока мы пребываем в социальной игре — думаем, как к нам относятся, какое положение занимаем, отстаиваем правоту — мышление не работает, мы вхолостую гоняем мощности ДСМ. Мозг занят либо играми, либо поиском решений.
⠀
Социальные игры возникают из-за того, что мы существуем в иерархии, где у каждого есть роль: начальник — подчиненный, муж — жена, учитель — ученик. Социальная иерархия, безусловно, важна, но не когда нашей задачей является интеллектуальная работа. И для этого необязательно быть среди людей — все роли распределены в голове.
⠀
Интеллектуальный процесс уязвим. И если мы понимаем, что погрязли в умственной жвачке, а не решении вопросов, мы далеки от реальности.
⠀
Быть ближе к реальности и загружать в ДСМ содержание помогают вопросы «В чем идея?» и «Что происходит на самом деле?». Озадачьтесь ими и сразу ощутите переключение внимания.
⠀
В ситуации, когда вы работаете на износ, вы, вероятно, думаете не о качестве работы, а о желаемом социальном одобрении. Если перенаправить взгляд на содержание работы, на распорядок рабочего дня, то можно обнаружить, что вы вполне укладываетесь в рабочие часы, которыми располагаете.
⠀
Наша ДСМ думает о ком-то или чем-то в связи с кем-то или чем-то. Например, достаточно переключиться на утренний спор, чтобы в мыслях разыгралась целая социальная драма.
⠀
Этот же принцип распространяется, если мы думаем о деле. Задавая вопрос «в чем идея» — мы воспроизводим систему, в которой есть элементы и отношения между ними уже по производственным задачам.
⠀
Тогда и мышление начинает работать, а мы обнаруживаем изменения в карьере и отношениях с другими людьми.
Узнайте больше по теме из лекции исполнительного директора Академии смысла Юлии Самойловой «Зачем обучаться мышлению» https://www.youtube.com/watch?v=tuSYPsdt4-c
Узнайте по теме больше в Telegram-канале Школы мышления.
и на нашем сайте.