Найти тему

Знакомство с художником-мозаичистом: Анна Замула. Часть первая

Скажите, вы любите новые знакомства?

Если ответ «да», то продолжайте читать: мы решили познакомить вас с невероятно талантливой художницей и профессиональным мозаичистом — Анной Замулой ✨

Источник: «Галерея Александр»
Источник: «Галерея Александр»

Сегодня расскажем о том, как Анна пришла к «вечной живописи»💫

Для неё творческий путь делится на «до мозаики» и «после мозаики»: в 1990 году она, спустя три года после окончания Московского Полиграфического института, вступила в Московский Союз художников, и только через 17 лет перешла из живописи в мозаику.

Источник: Кирилло-Белозерский музей-заповедник
Источник: Кирилло-Белозерский музей-заповедник

Анна Замула признаётся, что до мозаики она была «абсолютно другим художником»: занималась живописью, графикой, книжной иллюстрацией, работала с детьми… И однажды попала в Равенну 😏 Как ёмко выразилась сама Анна, там ей «совершенно снесло крышу» 🤯

Мозаики в Равенне. Источник: unitalia.ru
Мозаики в Равенне. Источник: unitalia.ru

К тому моменту художница была знакома с известным мозаичистом Феликсом Бухом уже около 10 лет, но никогда не стремилась овладеть искусством мозаики. Вот какова сила итальянского мозаичного впечатления 😅 После поездки в Рим (которая, конечно, «крутилась» вокруг мозаики) Анна отправилась в студию Феликса.

Он сказал: «Хватит восхищаться! Приходи почаще в мастерскую, и давай делать мозаику» 👨🏻‍🎨

Так и начался путь Анны Замулы в мозаичный мир.

Мозаика Феликса Буха. Источник: fulljazz.ru
Мозаика Феликса Буха. Источник: fulljazz.ru

Анна сразу поставила себе главную цель: быть не похожей на Феликса и, в целом, на кого бы то ни было. Первым делом она стала разбирать свои старые рисунки и превратила их в картоны для мозаики. Так, к примеру, родилась серия мозаик с чашками ☕️

В первые два года обучения Анна совсем забыла о живописи: её захватила другая пластика, другое касание, другое ощущение контура — словом, «всё другое». Позже художница стала балансировать между этими направлениями, но, по признанию Анны, после мозаики и живопись стала другой 🖼 Художница стала смелее в живописи — до мозаики она считала, что в действительности не умеет рисовать.

«В мозаике я могла „спрятаться“ за рисунок. Есть в ней некоторая „корявость“, и непонятно: то ли ты умеешь рисовать, то ли нет. Я не хочу сказать, что сейчас я умею. Но я сейчас не боюсь.
— Анна Замула

Пожалуй, никто не скажет о художнике лучше, чем другой художник. Вот как создатель нашей Школы мозаики Никита Пашментов оценил мастерство Анны:

«Анна Замула своими работами показывает, что мозаика как искусство определяется не только качеством, мастерством и технологией, но и невероятной чистотой, ясностью и благородной простотой».
— Никита Пашментов
Работы Анны с персональной выставки «Сюжет для небольшой мозаики». 1 — «Две чашки»
Работы Анны с персональной выставки «Сюжет для небольшой мозаики». 1 — «Две чашки»

А вот что пишет о ней художник Артём Киракосов:

«Мозаики Анны Замулы поражают не сразу. Походишь, побродишь. И поймёшь: ничего женского — лиризма, тоски по... Композиция — это просто ПРЕДМЕТ и ФОН. А что ещё? Работа с чёрными, серыми, белыми... охрой, немного цвета, очень не много.
В современном искусстве нелегко найти себя, а тем более в мозаике, а тем более, являясь ученицей таких великих наших мастеров, как БУХ и КОРНОУХОВ. И, тем не менее...
Сдержанность! Свобода — внутри формы и вокруг! Локальность и брутальность!
Как бы МУЖСКОЕ начало. Нет даже ДИАЛОГА: только констатация. Неброскость. Невычурность. Желание НЕ СДЕЛАТЬ лишнего. Отнюдь НЕ ПОКАЗНОЕ... То, что свойственно художникам — 'выпячивание', 'якание', 'рисование' (перед зрителем, коллегами, собою), временем, «делание (себе) биографии» — отсутствует.
Эти ЭТИЧЕСКИЕ принципы делают искусство Ани христианским, сродни ранним росписям и ранним мозаикам, ещё до византийского его расцвета. Архаичность, почти древняя.
Не много немногословных художников, но Аня — образец молчаливого. Это её — только молча присутствовать, не выражая и не обнаруживая себя. И писать о ней трудно.
Это ЗАСЛУГА: за ТРИ года (занятия мозаикой) НАЙТИ себя. Это из-за УСТОЙЧИВОЙ жизненной позиции и философии, КОТОРАЯ — почти монашеская, монастырская: РАБОТАТЬ!
— Артём Киракосов
«Блюдо с вишнями». Источник: ot-ido.art
«Блюдо с вишнями». Источник: ot-ido.art

Интересно посмотреть на другие работы Анны Замулы и узнать, почему всем жанрам она предпочитает натюрморт, из-за чего её композиции называют «музыкальными» и в чём проявляется лирика мозаичных работ? Тогда следите за обновлениями — совсем скоро нас ждёт вторая часть знакомства с художником 😇

Текст: Дарья Чебыкина