Найти тему

Мозаичная мастерская Фроловых

Оглавление

В нелегкое для всех нас время самоизоляции важно не терять боевой настрой и планировать маршрут прогулок по мозаичным местам. В этот раз Школа Мозаики расскажет о сложном и насыщенном пути мастерской Фроловых. Это история о трёх выдающихся мозаичистах, отце и двух сыновьях, которые жили в очень непростое время и оставили после себя колоссальное мозаичное наследие.

Всё началось ещё в XIX веке, когда по указанию Александра I началась очередная перестройка Исаакиевского Собора. Один из проектов Огюста Монферана начал воплощаться в жизнь.
Работы над оформлением интерьера начались в 1841 году, в них приняли участие знаменитые русские художники, среди которых Бруни, Брюллов и многие другие. Над тем, в какой технике воплощать живописные панно думали долго: от энкаустики обратились к масляной живописи, а затем решили исполнить фрески. Однако, высокая влажность в помещении собора препятствовала созданию стойкого грунта. Стену под роспись штукатурили, зачищали пемзой, нагревали жаровнями, наносили несколько слоёв мастики. Невысокое качество основы для живописи стало причиной того, что в некоторых случаях её приходилось удалять, а художникам заново переписывать картины.

Спустя почти 10 лет неудачных попыток создания фресок было решено для оформления интерьера использовать мозаику.

Однако, после Ломоносова мозаичное дело в России было забыто. Поэтому в 1848 г. Монферан командирует четверо русских художников-выпускников Академии художеств (В. Е. Раев, Е. Г. Солнцев, С. П. Федоров, И. С. Шаповалов) в Рим для обучения в специально организованной для них мозаичной мастерской под руководством Микеланджело Барбери, а также в Петербург из Рима прибыл Винченце Рафаэли для организации мозаичной мастерской и фабрики по изготовлению смальт на базе стекольного завода.

Через 3 года выпускники Академии встретились в Петербурге. А 21 ноября 1851 года Николай I утвердил положение и штат Императорского Мозаичного Заведения. Штат мастерской насчитывал семь старших, столько же младших художников, четырех учеников по набору мозаики и хранителя смальт. Среди первых учеников был и Александр Никитич Фролов.

1 из 5
1 из 5

Фролов будет трудится в мастерской Академии Художеств 34 года, с 1856 по 1891, и пройдет путь от младшего художника-мозаичиста до заведующего мозаичным отделением.

Для Исаакиевского собора Фролов старший выполнил мозаичные иконы: «Св. Мария Магдалина», фигуры Христа и воина в «Бичевании», голову евангелиста Марка, «Св. Владимир и Ольга».

66 лет – длилась работа над мозаичным убранством

592 кв.м. составляет площадь мозаик

62 живописных оригинала были переведены в мозаику прямым набором

12000 оттенков смальты было использовано

Эскизы создавались как живописные работы с множеством полутонов, оттенков и мелкой детализацией, а не специально как картоны для мозаики, с ее обобщенным характером изображения

Учителя – итальянцы, развивавшиеся в традиции мозаичного искусства, заложенной еще в эпоху Возрождения при отделке собора Св. Петра, ставили целью максимально точное копирование живописных оригиналов.

Реалистичность изображения достигалось это за счет мелкого модуля, тончайших цветовых и тоновых переходов и колерованного мастикой шва между модулями. По окончанию набора, мозаичные панно шлифовалось и полировались до зеркального блеска.

Одна из последних работ Фролова – мозаичный портрет императора Александра III.

-2

В 1888 г. Академия художеств отправила А. А. Фролова, сына А. Н. Фролова, для изучения венецианского или обратного мозаичного способа набора в итальянскую мастерскую Антонио Сальвиатти. Фролов осматривал и обследовал сохранившиеся древние мозаики, а также детально знакомился с новейшими течениями в мозаичном деле, искал такие методы набора, которые можно было бы применить в климатических условиях России.

Через 2 года, в 1890 году, Александр Александрович Фролов и его отец открывают собственную мастерскую на Кадетской линии, д. 13. Это случается по причине того, что Академия Художеств обратный набор не принимает. Теперь мастерская Фролова – первая в России частная Мастерская декоративной мозаики. Обратный набор значительно сокращает сроки изготовления заказа. Как они сами себя позиционируют и указывают в рекламных объявлениях:

«Мозаичная мастерская архитектора Фролова. Исполняет мозаичные портреты, картины, иконы, престолы, иконостасы, фризы, арки, паруса, панно, кессоны, надписи, покрытия куполов и шпилей, фасады магазинов и пр. Быстро, прочно, дешево, изящно».

Первой работой А. А. Фролова был мозаичный фриз-вывеска для фасада здания Общества взаимного кредита (наб. канала Грибоедова, дом 13). Под его руководством студия изготовляет также фриз-вывеску для фасада здания Общества поощрения художеств (Большая Морская ул., 38). Нужно отметить, что стиль модерн, вступая в свои права в начале ХХ века, переосмысливает мозаичное искусство. Будучи раньше по большей части религиозным, теперь оно выполняет и декоративную функцию. Будучи материалом долговечным, мозаика широко используется для декорирования фасадов зданий: частных, доходных домов, общественных сооружений или зданий торгово-производственного назначения. В это время были созданы: фриз для особняка Е. И. Набоковой (ул. Большая Морская, 47), фасад здания Акционерного общества Зингер в России (Невский проспект, дом 28), фриз для фасада доходного дома Н. Н. Лейхтенбергского, состоящего из 5 больших панно (Большая Зеленина ул., 28), мозаичные панно для фасада здания аптеки Пеля в Петербурге (7 линия В. О., 16–18), мозаичное панно с изображением Периодической системы химических элементов для НИИ метрологии им. Д. И. Менделеева (Московский пр., 19).

1 из 8
1 из 8

В 1893 году в мастерскую как участник дела зачислен младший сын Александра Никитича Фролова — Владимир.

-4

В 1895 году мастерская Фроловых выиграла у Мозаического заведения Императорской Академии художеств и двух итальянских фирм конкурс на выполнение наружных мозаик храма Воскресения Христова (Спаса на крови) в Санкт-Петербурге. Спустя год Фроловы получили и крупнейший заказ на исполнение мозаичного убранства интерьера собора. А.А. Фролов неожиданно умер в разгар работы в 1897 г. в возрасте 36 лет. Его заменил младший брат Владимир и мастерская переехала в собственный дом на Большом проспекте Васильевского острова, 64.

1 из 5
1 из 5

Во дворе дома до наших дней дошли мозаичные панно, которые были размешены в порядке рекламы и визуальной информации. В 1900 году Владимир Фролов принял на себя полное руководство мозаичной мастерской. Основатель мастерской, академик мозаики А.Н. Фролов, скончался в 1909 году.

7065 квадратных метров составляет площадь мозаик Спаса на Крови.

277 имен христианских персонажей

68 сюжетов на библейские и евангельские темы

Более 30 художников трудилось над созданием эскизов

308 мозаичных произведений

40 мастеров-мозаичистов, не считая подмастерьев

М. Нестеров создал эскизы для „Нерукотворного Спаса" и „Воскресения", Н. Кошелев для „Христа во славе", А. Парланд - для „Благословляющего Спаса", В. М. Васнецов - для мозаик над входами. Внутри собора мозаика сплошь покрывает стены, столбы и своды.

1 из 9
1 из 9

Живописные картоны были упрощены специально для последующего мозаичного набора. В них присутствует декоративность, локальность цветовых отношений. После окончания набора мозаики не шлифовались, как это было в Исаакиевском соборе, поэтому неровность мозаичного полотна создает особую игру света.

Архитектор собора Парланд пишет:

«Более широкого, повсеместного применения мозаики, как при храме Воскресения, не имеется пока примера. В святом Марке в Венеции, в самом выдающемся памятнике по мозаике в Италии, отделка мозаикою начинается лишь, как известно, на половине высоты всей внутренности храма, высота которой по требованиям Византийского стиля сравнительно невелика. В храме Воскресения, при значительной высоте внутренности, доходящей под главным куполом до 21 саж., мозаика начинается непосредственно над невысоким (в три с половиною аршина) цоколем из зеленого мрамора (Verde di Calabria), плинт которого из темно-красного мрамора под названием Rosso di Levanto.»

Мастерская Фроловых в доме на Большом проспекте просуществовала до 1918 г., всего годом после революции ее закрыли. Мозаика искусство церковное, а все церковное должно было быть под запретом. А в 1929 году по распоряжению Василеостровского райсовета семья Фроловых вынуждена была покинуть здание, где находилась мастерская.

Спасает русскую мозаику строительство Мавзолея. Архитектор Щусев при проектировании Мавзолея настоял на том, чтоб траурный зал был оформлен мозаикой, и сделать это должен именно Владимир Фролов и его мастерская. Алые ленты в усыпальнице пролетарского вождя по иронии судьбы были сделаны из императорской смальты.

Также Фроловым были изготовлены два герба СССР, установленные на фасаде Киевского вокзала в Москве над входами. Сохранились и станковые мозаичные портреты Маркса, Ленина и Сталина, выполненные мастерской в 1930–е гг.

1 из 5
1 из 5

В. А. Фролов с 1934 года руководит мозаичной мастерской Академии Художеств, которую своими руками приводит в порядок. Там он делаем свою самую известную советскую работу. В 1937 году по эскизам Александра Дейнеки Фролов и его мастера набирают мозаики для московской станции метро Маяковская - «Сутки советского неба». Алексей Душкин, проектировавший станцию, предложил Фролову несколько имен художников, которые могли бы подготовить эскизы для будущей станции и Фролов выбирает эскизы Дейнеки. Мнение Владимира Александровича было весомым, так как он состоял в браке с Ниной Леонтьевной Бенуа и был связан с крупными художественными династиями Бенуа и Лансере. Изначально было 35 плафонов, однако на сегодняшний день одно панно утрачено.

1 из 4
1 из 4

Восемь смальтовых мозаичных панно на путевых стенах станции «Завод имени Сталина» («Автозаводская») под общим названием «Советский народ в годы Великой Отечественной Войны». Станция открыта в 1943 г.

-9

Мозаики на станции метро «Новокузнецкая» оказались довольно неуместными, так как предназначались для установки на станции «Павелецкая» по проекту братьев Весниных. Станции проектировались в мирное время, а строились в военное. Конструкции Павелецкой застряли в оккупированном Днепропетровске, проект пришлось менять. Стремительным поездам и шумящим тракторам с эскизов Александра Дейнеки нашли пристанище на уютной и камерной Новокузнецкой. Всего 7 восьмиугольных панно: 6 на потолке станции и 1 в наземном вестибюле. 1 панно также было утрачено.

-10
1 из 6
1 из 6

Мозаики примечательны тем, что набраны едва ли не вслепую: работа над ними велась Фроловым в блокадном Ленинграде в 1941—1942 годах, в самое страшное и голодное время. Огромные окна в мастерской Академии Художеств были выбиты бомбежкой и заколочены фанерой. В мастерской помимо Фролова осталось еще 3 мастера, а потом он трудился один, при слабом свете небольшой керосиновой лампочки. Оттенков смальты в мастерской Фролова было около 18000 оттенков. Еще в августе 1941 года Фролов просил Ленсовет эвакуировать смальту. Но не эвакуировали ни смальту, ни Фролова. Тогда в декабре 1941 года Фролов просит выделить 15 литров керосина, чтобы хоть как-то освещать мастерскую и продолжать работать. Фролов успел закончить работу в 1942 году, незадолго до своей смерти от голода. В 1943 году мозаики были вывезены по «Дороге жизни» в Москву, где и украсили станцию метро.

В 2013 году на «Новокузнецкой» открыта мемориальная доска с надписью:

«На этой станции установлены мозаики, выполненные в блокадном Ленинграде в мозаичной мастерской Всероссийской Академии художеств под руководством профессора Владимира Александровича Фролова»

Владимира Фролова похоронили на Смоленском кладбище в братской могиле профессоров Академии Художеств, погибших в Ленинградскую блокаду от голода.