Найти тему
Татарский Мир

Было ли у татар гражданское общество или Чего не хватало татарским приказчикам для счастья?

Фото экспозиции Азнакаевского краеведческого музея
Фото экспозиции Азнакаевского краеведческого музея

Продолжаем обсуждение разных аспектов Стратегии действия татарского народа. В документе много внимания уделяется личной и общественной инициативе. Готово ли татарское общество к объединению? Был ли у татар свой опыт развития институтов гражданского общества?

Вечные проблемы (татарский вариант):
дороги, дураки. бердәмлек юк!

Конечно мы привыкли, что там где 3 татарина - сразу образуется две враждующие партии, а то и больше. Но так было не всегда. Жизнь заставляла татар объединяться на разных уровнях в неформальные и формальные организации и общества. В конце концов, татарская махалля, абызы, с 16го по 18 века (до легитимации мусульманской конфессиональной структуры Екатериной Великой) тоже были неформальными институтами гражданского общества у татар.

Но сегодня мы хотели бы поговорить об ином, о том, как возникли первые татарские профсоюзы.

Троицк, вид на Меновой Двор
Троицк, вид на Меновой Двор

«Троицкое общество приказчиков»

– эта общественная благотворительная организация, объединяла значительное число мусульман города Троицка, возникшего как торговый центр на границе с казахской степью. Возникло оно в 1905–1907 гг. (по некоторым данным в 1902 году - Т.А. Андреева) под руководством социал-демократа Камала Габитова. Здание общества находилось на улице Нижегородской (ныне улица Советская). Общество вело большую культурно-просветительскую деятельность, устраивало вечера, участвовало в организации работы клуба «Без вина и карт».

Вот так , без вина и карт, но с чаем проводила культурный досуг татарская общественность.
Вот так , без вина и карт, но с чаем проводила культурный досуг татарская общественность.

3 марта 1907 года в помещении «Братьев Яушевых» состоялся семейный вечер, в котором участвовали члены общества со своими семьями, заметка о нем была опубликована в газете «Зауралье»:

«Всюду царило оживление и непринужденность; не претендуя на дорогой клубный оркестр, публика с увлечением плясала под звуки контрабаса и двух скрипок... Остается еще пожелать, чтобы на этих вечерах любителями из приказчиков ставились пьески или дивертисмент; таким образом, будет соединено приятное с полезным».

Особое внимание Общество уделяло защите профессиональных интересов приказчиков города, также оказывало большую материальную помощь молодым троичанам, желавшим получить высшее образование (профсоюз и образовательный фонд в одном лице).

Хабиб Зайни, тоже начинал разнорабочим и приказчиком в лавке.
Хабиб Зайни, тоже начинал разнорабочим и приказчиком в лавке.

Например, Хабиб Зайни, сын троицкого мугаллима Халила Зайнетдинова, проучился в медресе «Галия» один год, уже имея к этому моменту документ (аттестат зрелости) об окончании гимназии. По совету Галимджана Ибрагимова, он захотел продолжить образование в вузе. Г.Ибрагимов сказал ему: «Мы не можем достать аттестат зрелости, а ты, имея его в руках, учишься здесь, что, хочешь быть муллой? Ступай, иди сейчас же поступай в один из государственных вузов».

Летом того же года, работая на торфоразработках у Яушевых, Х.Зайни обратился к обществу приказчиков города Троицка с заявлением о выделении средств для продолжения учебы в вузе. Председатель общества Камал Габитов обещал оказать ему материальную помощь для поступления и обучения в институте:

«… У нас будет один врач, мы помогаем Гирфанову[1] учиться в медицинском институте в Петрограде. У нас будет один адвокат. Мы помогаем Нажибу Курбангалееву[2] учиться на юридическом факультете Харьковского университета. Нам нужен высококвалифицированный учитель, который мог бы готовить квалифицированных учителей. Педагогические вузы России выпускают учителей, не отвечающих нашим требованиям. В Турции после революции партия обращает особое внимание на подготовку учителей, отвечающих требованиям революции. Если поедешь в Турцию, и будешь учиться в педагогическом вузе, мы можем посылать тебе 25 рублей ежемесячно».

[1] Габдулла Гирфанов – уфимец, в 1912 году студент Петербургского психоневрологического института.
[2] Нажиб Хажикеевич Курбангалиев из Троицка в 1915 году окончил юридический факультет Петербургского университета.

Осенью этого же года Х.Зайни поступает на биогеографический факультет педагогического института в г. Стамбуле, который окончил в 1912 году и получил диплом с отличием.

Однако Х.Зайни смог учиться на их средства только 2 года, так как в 1910 году общество прекратило свое существование. Оно было закрыто по распоряжению правительства как революционная организация. 8 апреля 1909 года группа мусульман из города Троицка под руководством Ш.Шагиахметова (всего 122 чел.) обратилась к П.А.Столыпину с прошением, где просила закрыть несколько благотворительных обществ города, в том числе и Троицкое общество приказчиков, в связи с тем, что члены общества якобы искажают истинную веру, подрывают авторитет имамов, занимаются антиправительственной деятельностью.

Вечные проблемы:

дороги, дураки, бердәмлек юк!

Таким образом, дальнейшее обучение в Стамбуле Х.Зайни пришлось оплачивать самостоятельно, с 1910 года он совмещал учебу с работой наборщика в типографии.

Подробнее см: Мортазина Л. Р. Хәбиб Зәйни хезмәтләрендә татар мәгарифе мәсьәләләре // Гасырлар авазы – Эхо веков. – 2020. – № 1. – Б. 146-158.

Уфимский приказчик Закир Ахунов, скопив капиталов (видно посещал мероприятия исключительно "без вина и карт" ), он открыл свой магазин в Троицке.
Уфимский приказчик Закир Ахунов, скопив капиталов (видно посещал мероприятия исключительно "без вина и карт" ), он открыл свой магазин в Троицке.

Так чего же не хватало татарским приказчикам? - Своего врача, адвоката и педагога...

История Троицкого общества приказчиков, - только один из многих подобных примеров, поучительна для нас сегодня по многим причинам. Во-первых это хороший пример самоорганизации общества в защиту своих профессиональных, корпоративных и др. интересов. Во-вторых, поражает уровень стратегического видения, недоступный и многим современным центрам планирования, умение видеть не только сиюминутные каждодневные проблемы, но и заглядывать за горизонт событий, планировать на будущее. Думать не только о своем будущем, но и о будущем народа.

Живи, как будто завтра умрешь. Мечтай планируй (вариант - учись), как будто будешь жить вечно...

Характерной чертой татар было именно это умение рассчитывать только на свои силы, сплачиваться, помогать друг дугу в больших и малых делах: от строительства нового дома (өмә), ощипывания гусей (каз өмәсе) и до строительства мечетей, школ и всей системы образования.

Была у нас и другая особенность, едва не перечеркнувшая первую: постоянные внутренние дрязги, зависть, не желание идти на компромисс, уступать первенство и т.д.

Чей же пример мы возьмем с собой в будущее: троицких приказчиков с их единством и дальновидностью или троицкой же группы мусульман товарищей в 122 человека с их доносами и шкурными интересами?