Найти тему

Идеология как способ выжить или размышления о белорусских событиях

Наблюдая всё то, что происходит в Белоруссии меня не покидают вопросы «Как» и «Почему» всё это могло произойти?

И речь совсем не о том, почему часть населения протестует против победы Лукашенко на президентских выборах. Это как раз понятно, он сам признал, хоть и с явным опозданием (ну или сделал вид, а актёр и притвора он знатный), что «пересидел». Да и не червонец Александр Григорьевич, чтобы всем нравиться, хотя и не самый большой политический долгожитель в современной истории, тоже стоит отметить. Ну это так, к слову. Поражает меня другое, под какими лозунгами, под какими флагами разворачиваются все эти протестные шествия.

Родившимся в СССР казалось, что национальная память, это нечто стабильное, нерушимое, вечное. Все мы знали какую цену заплатил белорусский народ за то, чтобы выжить. У всех перед глазами были эти жуткие фотографии сожжённых деревень, с торчащими, будто скелетами закопчёнными трубами. Каждый, наверное, представлял себя там, в пылающем, тёмном, полным гари и дыма, запертом наглухо сарае Хатыни, в окружении немощных стариков, плачущих женщин и кричащих детей, расстреливаемых через тонкие стены из пулемёта… Все мы ненавидели и презирали тех, кто это сделал. Думаю, ещё больший гнев испытали те, кто узнал какое именно подразделение 22 марта 1943 года сожгло заживо людей этой белорусской деревне. Был это 118-й батальон шуцманншафта (118 Batalion Schutzmannschafts), вспомогательной полиции, состоящий из украинских добровольцев-коллаборационистов, с украинскими же командирами. Если кто-то думает, что подобные батальоны палачей, кричавшие «слава украине – хероям слава», были только на Украине, спешим вас расстроить, были такие же (добровольческие, я подчеркиваю) подразделения, состоящие из белорусов, состоявшие на службе у оккупантов и выполняли они те же самые карательные акции. Прислуживали они нацистам под очень знакомым всем теперь «бело-червоно-белым» флагом и лозунг у них тоже был, ну как же без кричалки то, «жыве Беларусь! – жыве!». Ничего не напоминает?

Так как же могло произойти то, что белорусский народ выходит на протесты под знамёнами и лозунгами тех, кто зверски убивал их же, белорусов, осуществляя массовые казни и расправы над мирным населением?!

Выходит, что вакцина, полученная столь мучительным и бесчеловечным способом, перестала работать.

Признаемся честно, мы тут в России и представить не могли, что такое может произойти в Белоруссии. Вот где угодно, только не там. Ну с Украиной все понятно, она вся из кусков, там и Галиция, и Закарпатье и Харьков и Донбасс! Реально объединить их нечем, ни общей истории, ни общего языка, ни даже общей культуры быта.

Оказалось, что и в Белоруссии может начаться процесс распада, расползания единой ткани, монолитного, как нам казалось, общества. И зазвучали слова, что с русскими они, белорусы, уже не один народ и не братья даже, а «добрые соседи».

Наше великорусское спокойствие в отношении Белоруссии базировалось на нескольких «незыблемых», как нам казалось столпах. А именно:

1) общность исторического пространства, исторической памяти, трагедий, побед, достижений

2) единый русский язык, ведь в отличии от Украины, даже в удаленных белорусских сёлах говорят на русском языке

3) этническая общность (ну для большинства русских людей, белорусы - это органическая часть большой русской нации).

В современных условиях ничего из этого не работает. А работало ли до этого? Обратимся к истории СССР. А на чём базировалась общность Советского государства? Общая история и культура? Нет.

Идеология, вот что было невидимым, единым стержнем, пронизывающим пространство СССР, то, что могло удержать Белоруссию в орбите России. Идеология - это то, что чётко и недвусмысленно определяло, что «хорошо», а что «плохо», что является истиной, а что ложью, ради чего мы живём, чего хотим достичь. Каратели и предатели - это позор, это «плохо», люди, отдавшие жизнь за Родину – герои и мученики и это «хорошо», достойно, так надо поступать любому. Был ли возможен бело-красно-белый флаг тогда? Нет, это было бы просто постыдно, отвратительно, мерзко. Да всегда есть ничтожный процент диссидентов, но их «подрывная» деятельность купируется самим обществом, ещё до вмешательства спецслужб, как что-то неприличное и некрасивое. Но как только рухнула идеология – рухнул и сам Союз.

Если нет общих ценностей, то рушится и общая история! И вот уже мы видим, как вбрасывается в информационное пространство и муссируется идея о литвино центричности белорусского народа, его близости Речь Поспоитой или Литовскому государству. А раз так, то следующим шагом можно объявить русских не братьями, а «соседями», читай оккупантами, а затем и поработителями, душителями свободы гордого белорусского народа.

Запрос на формирование идеологии, как некий свод норм и правил, ориентир в вопросах «добра» и «зла» назрел и даже перезрел. Это вопрос нашего бытия, нашего выживания, как большой русской нации.

Антуан-Луи-Клод Дестют де Траси.
Антуан-Луи-Клод Дестют де Траси.

Власти пора начинать формировать государственную идеологию, «теорию теорий» как справедливо называл ее сам создатель идеологии французский философ, экономист, политический и общественный деятель, лидер движения «идеологов» Антуан-Луи-Клод Дестют де Траси. Идеология не подразумевает вариативности, её не выбирают, её «вбивают», формируют с детства! И так везде, во всех странах, где ценно понятие суверенитета и настоящей независимости. А стоит поставить под сомнение основные идеологические устои государства и вот вам майдан, бело-красно-белые флаги карателей, black lives matter с погромами, поджогами, грабежами и стрельбой. Мы хотим этого? Пора просыпаться…