Наблюдая всё то, что происходит в Белоруссии меня не покидают вопросы «Как» и «Почему» всё это могло произойти?
И речь совсем не о том, почему часть населения протестует против победы Лукашенко на президентских выборах. Это как раз понятно, он сам признал, хоть и с явным опозданием (ну или сделал вид, а актёр и притвора он знатный), что «пересидел». Да и не червонец Александр Григорьевич, чтобы всем нравиться, хотя и не самый большой политический долгожитель в современной истории, тоже стоит отметить. Ну это так, к слову. Поражает меня другое, под какими лозунгами, под какими флагами разворачиваются все эти протестные шествия.
Родившимся в СССР казалось, что национальная память, это нечто стабильное, нерушимое, вечное. Все мы знали какую цену заплатил белорусский народ за то, чтобы выжить. У всех перед глазами были эти жуткие фотографии сожжённых деревень, с торчащими, будто скелетами закопчёнными трубами. Каждый, наверное, представлял себя там, в пылающем, тёмном, полным гари и дыма, запертом наглухо сарае Хатыни, в окружении немощных стариков, плачущих женщин и кричащих детей, расстреливаемых через тонкие стены из пулемёта… Все мы ненавидели и презирали тех, кто это сделал. Думаю, ещё больший гнев испытали те, кто узнал какое именно подразделение 22 марта 1943 года сожгло заживо людей этой белорусской деревне. Был это 118-й батальон шуцманншафта (118 Batalion Schutzmannschafts), вспомогательной полиции, состоящий из украинских добровольцев-коллаборационистов, с украинскими же командирами. Если кто-то думает, что подобные батальоны палачей, кричавшие «слава украине – хероям слава», были только на Украине, спешим вас расстроить, были такие же (добровольческие, я подчеркиваю) подразделения, состоящие из белорусов, состоявшие на службе у оккупантов и выполняли они те же самые карательные акции. Прислуживали они нацистам под очень знакомым всем теперь «бело-червоно-белым» флагом и лозунг у них тоже был, ну как же без кричалки то, «жыве Беларусь! – жыве!». Ничего не напоминает?
Так как же могло произойти то, что белорусский народ выходит на протесты под знамёнами и лозунгами тех, кто зверски убивал их же, белорусов, осуществляя массовые казни и расправы над мирным населением?!
Выходит, что вакцина, полученная столь мучительным и бесчеловечным способом, перестала работать.
Признаемся честно, мы тут в России и представить не могли, что такое может произойти в Белоруссии. Вот где угодно, только не там. Ну с Украиной все понятно, она вся из кусков, там и Галиция, и Закарпатье и Харьков и Донбасс! Реально объединить их нечем, ни общей истории, ни общего языка, ни даже общей культуры быта.
Оказалось, что и в Белоруссии может начаться процесс распада, расползания единой ткани, монолитного, как нам казалось, общества. И зазвучали слова, что с русскими они, белорусы, уже не один народ и не братья даже, а «добрые соседи».
Наше великорусское спокойствие в отношении Белоруссии базировалось на нескольких «незыблемых», как нам казалось столпах. А именно:
1) общность исторического пространства, исторической памяти, трагедий, побед, достижений
2) единый русский язык, ведь в отличии от Украины, даже в удаленных белорусских сёлах говорят на русском языке
3) этническая общность (ну для большинства русских людей, белорусы - это органическая часть большой русской нации).
В современных условиях ничего из этого не работает. А работало ли до этого? Обратимся к истории СССР. А на чём базировалась общность Советского государства? Общая история и культура? Нет.
Идеология, вот что было невидимым, единым стержнем, пронизывающим пространство СССР, то, что могло удержать Белоруссию в орбите России. Идеология - это то, что чётко и недвусмысленно определяло, что «хорошо», а что «плохо», что является истиной, а что ложью, ради чего мы живём, чего хотим достичь. Каратели и предатели - это позор, это «плохо», люди, отдавшие жизнь за Родину – герои и мученики и это «хорошо», достойно, так надо поступать любому. Был ли возможен бело-красно-белый флаг тогда? Нет, это было бы просто постыдно, отвратительно, мерзко. Да всегда есть ничтожный процент диссидентов, но их «подрывная» деятельность купируется самим обществом, ещё до вмешательства спецслужб, как что-то неприличное и некрасивое. Но как только рухнула идеология – рухнул и сам Союз.
Если нет общих ценностей, то рушится и общая история! И вот уже мы видим, как вбрасывается в информационное пространство и муссируется идея о литвино центричности белорусского народа, его близости Речь Поспоитой или Литовскому государству. А раз так, то следующим шагом можно объявить русских не братьями, а «соседями», читай оккупантами, а затем и поработителями, душителями свободы гордого белорусского народа.
Запрос на формирование идеологии, как некий свод норм и правил, ориентир в вопросах «добра» и «зла» назрел и даже перезрел. Это вопрос нашего бытия, нашего выживания, как большой русской нации.
Власти пора начинать формировать государственную идеологию, «теорию теорий» как справедливо называл ее сам создатель идеологии французский философ, экономист, политический и общественный деятель, лидер движения «идеологов» Антуан-Луи-Клод Дестют де Траси. Идеология не подразумевает вариативности, её не выбирают, её «вбивают», формируют с детства! И так везде, во всех странах, где ценно понятие суверенитета и настоящей независимости. А стоит поставить под сомнение основные идеологические устои государства и вот вам майдан, бело-красно-белые флаги карателей, black lives matter с погромами, поджогами, грабежами и стрельбой. Мы хотим этого? Пора просыпаться…