Автономное автомобилестроение испытало настоящее потрясение
в 2016 году после катастрофы робокара Tesla. Действия, а вернее бездействия, интегрированного в беспилотник искусственного интеллекта, повлекли за собой гибель испытателя, не успевшего принять управление на себя.
Случившийся факт не мог не привлечь внимания мирового сообщества. Было необходимо понять, насколько показателен данный эпизод, может ли он стать серьёзным аргументом в поддержку того, что беспилотные автомобили пока не готовы к самостоятельности на дорогах. Ведь отрицательная реакция общества, могла застопорить развитие отрасли самоуправляемых автомобилей.
После тщательного расследования для выяснения всех действий человека и автопилота, не было выявлено никаких дефектов в конструкции системы. По мнению экспертов, водитель сам не предпринял мер для своего спасения, не переключив управление на себя. Однако, тем не менее, это означает, что в программе присутствовал алгоритм, допускающий физическое устранение (гибель) водителя! А если так, то будет ли считаться этически нормальным массовое использование робокаров?
Отныне, ссылаясь на вышеупомянутое расследование, сообщество производителей автономных транспортных средств получило «белый билет», чтобы не случилось на дороге - искусственный интеллект ни в чем не виноват. В таком случае, могут ли найти применение в реальной жизни, три закона робототехники, придуманные Айзеком Азимовым:
1. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред.
2. Робот должен повиноваться всем приказам, которые даёт человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону.
3. Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому или Второму Законам.
Знают ли создатели Tesla об этом или же эта литературная утопия не занимает умы автобизнесменов? И следует ли вообще рассматривать этическую сторону самоуправляемых автомобилей?
Напишите в комментариях ваше мнение по вопросам, которые пока еще не выносились на широкое обсуждение.