Найти тему
Игорь Орлов

Святой пересказыватель Симеон Метафраст

Оглавление

Тот, кто внимательно читает благодарственные молитвы по Святом Причащении, несомненно проникается глубиной и силой третьей молитвы – Симеона Метафраста: «Давый пищу мне плоть Твою Волею...». Она выделяется в ряду благодарственных молитв особой красотой. По созданию это даже не молитва, а стихи. Также, в молитвах по подготовке к Причастию, тоже третьей по счету , идет молитва этого же святого.

Преп. Симеон Метафраст
Преп. Симеон Метафраст

В обоих молитвах – один «почерк», показывающий богословскую эрудированность и глубину ее составителя. Они динамичны, телесно-душевные, сопричтенные со Христом, Его Страданием и Благодатью. В них подчеркивается и роль Христа, как Заступника, как Спасителя, как Хранителя, и роль человека, который окормляется и спасается Христом в Таинстве.

Как и его современник Симеон Новый Богослов, Симеон Метафраст понимал, что Святое Причастие есть великая сила, подобная огню. Этот огонь может и опалить грешника и возродить его. Потому, обращаясь в благодарении за Таинство Причастия ко Христу, Симеон Метафраст просит: не попали своим огнем, но исправи меня, войди во все составы мои и обнови их.

Автор обоих молитв – Симеон Метафраст (метафраст - переводится с греческого как пересказыватель) – жил в 10 веке в Константинополе. Был из знатной богатой семьи, очень хорошо образован. Обладал литературным и риторическим даром, умением владеть словом, бережно относиться к нему, убеждать им. Он служил при дворе византийских императоров Никифора 2, Иоанна 1, Василия 2. Начав государственную службу секретарем, он вырос до должности логофета (по сути – министра иностранных дел Византии).

Вот как описывал его Михаил Пселл, составивший в 1050 году житие святого Симеона:

«Он всегда и везде умел приноровляться ко времени и обстоятельствам, был изменчив и гибок, когда нужно; не боялся новшеств, когда это приносило пользу, стоял за старинный обычай, когда это было удобно».

К политическим заслугам Симеона Логофета можно отнести то, что он спас город Фессалоники от порабощения и уничтожения арабами. Он договорился о выкупе им и отстоял город.

К богословским заслугам Симеона Метафраста стоит отнести его агиографическое творчество: собранные и пересказанные ими, по распоряжению императора, жития святых

Симеон не просто пересказал и составил их как агиограф. Он бережно улучшил благозвучие, стилистику, убрал все ошибки в написании. Там, где не было достаточных сведений о мало известных святых, Симеон оставлял подлинный текст. Им было описано порядка 133 житий святых. Это огромный труд, который святой Симеон совмещал со многими другими своими государственными делами.

Позже, святитель Димитрий Ростовский возьмет их за основу своего грандиозного труда Четья минеи.

Святитель Димитрий Ростовский
Святитель Димитрий Ростовский

В 17 веке критский монах Агапий (Ландос), на основании лучших житий святых, описанных Симеоном Метафрастом написал «Книгу, называемую Раем». В 2006 году она была издана в России. В нее вошло 24 жития святых. Это Боговдохновенная книга, которую стоит почитать не раз и не два.

-3

Кроме этого, преп. Симеон Метафраст известен как создатель двух канонов: преп. Марии Египетской и на Плач Пресвятой Богородицы, которые читаются в святые дни Великого поста.

Святой Симеон Метафраст прожил долгую жизнь, был богатым, знатным и почитаемым, народом и властью, человеком, который умел совмещать и активную государственную, и Богоугодную праведную жизнь. Гибкий, аккуратный, грамотный, одаренный, дипломатичный, мудрый, Боговдохновенный человек.в. преп. Симеон Метафраст

Св. преп. Симеон Метафраст
Св. преп. Симеон Метафраст

Понравилось – ставьте лайк. Подписывайтесь на канал.

Читайте, пишите, делитесь с друзьями.