Пока мы дожидались времени, указанного на входных билетах, я посмотрела в одной из соцсетей ролик, в котором военный выкинул в мусорную мульду свою военную форму. Типа, в знак протеста против существующей власти и как символ того, что он эту власть защищать не собирается.
Вообще, я к политике равнодушна. Единственное, что делаю, так это на выборы хожу. Поэтому жест этого человека не произвёл на меня особого впечатления. Плюс, я понимаю, что ролик заказной, направленный на дестабилизацию обстановки в стране после сложных президентских выборов, и ни один человек, который отдал годы своей жизни службе в армии, так не сделает. А российские блогеры, которые этот жест позже повторили, и вовсе делают это ради хайпа.
Но когда началась экскурсия, я вдруг подумала, что вот сюда, на 35-ую береговую батарею, надо бы приводить каждого, кто придумывает, снимает, режиссирует и снимается в подобных фильмах. И тех, кто кричит на улицах нацистские лозунги. И тех, кто говорит, что лучше бы мы сдались тогда, в 1941-ом, сейчас бы как сыр в масле катались, жили припеваючи в Германии и катались на Ауди. И моего знакомого татарина, который на полном серьезе считает себя истинным арийцем и ходит со всяким отребьем по Москве гонять неарийцев.
Приводить, чтобы они увидели своими глазами хранящиеся здесь документы и услышали рассказ о том, КАК надо защищать свою Родину. Как простые моряки сражались с профессиональной гитлеровской армией. Как матерые немецкие летчики, профессиональные военные, наученные убивать, называли наших моряков "черная смерть" за их бесстрашие, непобедимость и отвагу. Как 20- летние мальчишки насмерть стояли за родной город.
А вообще, не только за родной. Поразила история юного доктора-выпускника Московского медицинского института, москвича в тридцатом поколении, который в Севастополь приехал жить и работать перед самой войной. Что, казалось бы, ему этот южный город? Можно было просто вернуться домой. Но он оставался здесь, на батарее, в самоа пекле первых дней войны, спасал жизни защитников города, сам был ранен, потом попал в плен, бежал... Чтобы снова вернуться в оккупированный Севастополь. Какой беспримерный героизм! Такие истории поражают и вдохновляют. И не на таких ли историях нужно воспитывать патриотизм молодежи!
Кстати, этот доктор выжил и остался жить в Севастополе. А самое поразительное, что его сын является сейчас директором музейного комплекса «35–ая Зенитная береговая батарея».
Археологические и исторические работы в этом месте были начаты довольно поздно, уже в конце 20 столетия. Сейчас восстановлены имена практически всех бойцов, погибших здесь. Установлены и увековечены.
Имена бойцов и командиров записаны на мемориальных досках в пантеоне памяти. О том, какой эффект на посетителей производит пятиминутное пребывание в нем, я рассказала в статье "35-ая береговая батарея. Память о героях Крыма - защитниках Севастополя"
Много противоречивой информации и толкований тех трагических событий было и есть. И давать оценку командованию батареи не в моей компетенции. И я не о них рассказываю, а о простых бойцах, которые своим подвигом заслужили бессмертие. В том числе и в нашей памяти, в наших душах и сердцах.