Помню один эпизод десятилетней давности.
Я сидела на скамейке возле дома и крутила в руках банку пива, нервно сдирая с нее этикетку. Смеркалось.
Только что мне сделали предложение, от которого я не могла отказаться. Позвали на мою первую серьезную работу в глянцевый журнал.
Это было похоже на самую смелую фантазию. В годы тесного общения с Барби я такого себе не могла даже вообразить. Я уже видела себя с бокалом шампанского по утрам на планерках, с приглашениями на самые модные тусовки и раздачами дизайнерской одежды всему коллективу по номеркам. Там даже стены были розовые. Это еще называлось как-то по-особенному: опенспейс.
Но был только один минус, совсем, казалось бы, незначительный: туда надо было физически ХОДИТЬ. А значит, что между мной и туфлями, как в «Сексе в большом городе», стояла маршрутка номер 132, путь которой лежал сквозь долгий «недострой». Потом останавливаешься возле «Дикси», идешь около километра, прихватывая с собой кефир из ближайшей палатки, чтоб сэкономить на обеде. Летом еще куда ни шло, а вот зимой... Кутайся в три свитера, надевай подштанники и, встав с еще не зародившимся рассветом, отправляйся в редакцию. Как большая.
Выбор, который я тогда сделала, сложно назвать правильным. Но карьера – карьерой, но есть еще такой аргумент, как «лень». Я поняла, что это выше моих сил – куда-то переться рано утром. Ставить себе будильник.
Дни сегодняшние
10 лет назад я писала статью об удаленной работе. Цифра мне помнится как сейчас. 60% людей перейдут на «удаленку» в течение 20 лет. Источник был серьезный, иностранный и проверенный – увы, за давностью лет я его потеряла. Впрочем, эти цифры уже далеки от правды: пандемия дала хороший пинок сему процессу, поэтому очень многие специалисты, да и работодатели, как и я, от маршруток с недостроем решили отказаться.
И это вполне логично. Работодатель оплачивает сотруднику помещение, свет, воду, отопление, а иногда еще и питание, не говоря о безграничном запасе кофе. Даже без намеренного пересчета сэкономленная сумма будет внушительной. На этом фоне удивительно и то, что «удаленные» вакансии на протяжении последних 10 лет оплачивались ниже, чем «офисные». Флер вокруг «офлайна» всегда какой-то более престижный. В моей сфере бытовал стереотип, что работать в «принте» – напечатанном на бумаге журнале – куда более уважительное занятие, чем труд над его онлайн-версией.
А сегодня мы видим, как один за другим закрываются издания, которые прежде можно было купить в киосках, оставляя полюбившийся читателям бренд доживать свой век (или процветать) в интернете.
Виртуальная жизнь становится все более осязаемой, более «реальной». Помните, как люди раньше относились к знакомствам в интернете? А к онлайн-собеседованиям? А к своим личным и порой очень смелым постам в соцсетях?..
Я же всегда была за «удаленку». За возможность завтракать в любимом кафе, выгуливать собаку ровно столько, сколько ей понадобится, за экономию времени на дорогу – это время можно потратить на спектакль или концерт. Мои речи еще несколько лет тому назад звучали совсем не убедительно. Фриланс и «удаленка» казались многим такой версией безделия, «несерьезной» работы. Что-то для лентяев, занятием, за которое нормально не платят. И с коллегами не пообедаешь.
Поговорим?
Я решила задать самым разным людям вопрос: а что, собственно, лучше – сидеть дома в любимом креслице поближе к печенькам или все-таки ходить на работу ногами?
И вот что мне ответили.
«Мы четко знаем, какие у нас задачи, замеряем себе KPI и чувствуем ответственность. С дисциплиной проблем нет»
Ольга Севастьянова, менеджер в Яндекс.Дзене, работала в офисе, во время пандемии перешла на «удаленку»
— Очень интересны те трансформации, которые со всем нами произошли за карантин – и со мной в том числе. Я им очень признательна. Я всегда думала о себе как о человеке, которому очень нужна структура, и что офис – это то место, которое эту структуру тебе предоставляет. Есть время, место, которое позволяет тебе поддерживать иллюзию контроля над своей жизнью. Дает ощущение, что все стабильно, все в жизни сложилось правильно. Ты приходишь – и тебе просто приходиться работать. Мозг перестраивается.
Когда я только устраивалась в «Яндекс», меня спросили: вы хотите работать дома или в офисе? Я четко ответила: «только в офисе, дом меня расслабляет». Когда нас всех отправляли на карантин, я была в панике. У меня были воспоминания о подобном опыте, но, как оказалось, ложные. Я тогда не совсем работала удаленно – сидела дома и писала статьи на фрилансе. Было сложно, потому что вечно думаешь – придет заказ или не придет?.. С тех времен у меня осталось впечатление, что дома мне грустно, одиноко, я оторвана от жизни и ее течения. И с этими эмоциями я уходила на карантин. Думала, что буду загнана в клетку. Боялась, что вся моя жизнь сожмется до размера компьютерного стола, и этого совсем не хотелось.
На этот раз выбора не было – ситуация вынудила нас принять обстоятельства такими, какие они есть. И вот спустя 5 месяцев у меня изменилось отношение ко всему этому. Работать стало удобней. Во-первых, ты не тратишь время на переключение мыслями, вроде – сейчас надо спуститься в метро, потом прийти в офис, со всеми поздороваться... Вот этого нет. Рабочие встречи, которые растягивались на час, потому что у вас забронирована «переговорка», уже не мешают расписанию. Сейчас все обсуждается в Zoom, четко по делу: созвонились, 10 минут обсудили и разошлись. Кроме того, мы четко знаем, какие у нас задачи. Мы замеряем себе KPI и чувствуем ответственность. С дисциплиной проблем нет.
Моя социальная жизнь стала даже более насыщенной, чем в офисные времена. Теперь я встречаюсь живьем с людьми, с которыми реально хочу видеться. Интересный нюанс: в офисе ты окружен самыми разными людьми, с которыми тебе, возможно, вполне комфортно и весело, но за рабочими стенами ты с ними не стал бы тесно общаться. Однако твоя потребность в общении уже самим офисом заполняется. И у тебя уже нет столько сил на друзей. И по вечерам ты бежишь полежать с книжкой дома.
Теперь все иначе: ты встречаешься с теми, кого действительно хочешь видеть. Кстати, в моем случае это оказались в том числе и коллеги. Теперь они приходят ко мне домой, и есть ощущение более полноценного общения, чем в офисе.
Единственный минус: некому изо дня в день показывать одежду. Но с этим я как-то справляюсь.
«Когда ты работаешь на себя, только от тебя зависит, сколько ты получишь. Ты и только ты ответственен за то, что у тебя сегодня будет на обед»
Анастасия Золоторевская: работала в банке и ушла в астрологи
— Мое первое ощущение от работы дома и на себя – это свобода. Свобода выбора, свобода действий. Просыпаешься во сколько хочешь, распределяешь время в течение дня так, как тебе нужно. Плюс ты организуешь себя совершенно иначе: тебе ставит задачи вышестоящее руководство, а дальше уже твоя ответственность. Ты несешь ответственность за то, что делаешь.
Моя первая работа была относительно свободной – я трудилась в небольшой компании, которая занималась мониторингом прессы. Я бежала туда после института. К старшекурснице относились с пониманием и не требовали от меня соблюдения жестких графиков. Затем ушла в «Уралсиб», где была уже более жесткая структура. Наконец я устроилась на серьезную должность в крупную компанию со строгими правилами и дресс-кодом.
На тот момент я уже увлекалась астрологией много лет, училась, читала книги, ну и составляла натальные карты своим друзьям. Внутренний потенциал всегда просился наружу – мне требовалось место, где я могла бы выражаться творчески. В жесткой структуре это невозможно. Однажды обстоятельства подвели меня к тому, что я осталась без работы совсем, и надо было искать новый путь. Тут я встала перед выбором: либо снова возвращаться в серьезную компанию с жесткой структурой, либо отправляться со своим увлечением в «свободное плаванье». Как ни странно, на тот момент я выбрала первое. И вот структура буквально «обрушилась» на меня. Это была очень серьезная организация, которая загоняла сотрудников в самые жесткие рамки, которые только можно придумать. Максимально строго, но, как это часто бывает – вполне денежно.
Именно в тот момент я и осознала, что это не для меня. И я решила дать себе шанс и все-таки превратить хобби в профессию. Для начала я пошла учиться: подготовка астролога занимает много времени, требует особой квалификации, для этого мало прочитать пару книг. Я сидела дома, финансовый «парашют» постепенно испарялся, но я с упорством осваивала знания днем и ночью. Понимала, что для меня это ключ к той свободе, о которой я говорила в самом начале. Чем лучше я выучусь, тем свободнее стану – это было моей мотивацией. И тем больше я буду собой. Несмотря на то, что трудилась я тогда в разы больше, чем в компании, я не уставала. Я наполнялась силами, а не растрачивала их. Мне становилось все интересней и интересней, мне не надо было себя заставлять, чтобы сесть за материал. Я увлекалась астрологией с 13 лет и теперь по-настоящему ощутила себя реализованной.
Так, пройдя обучение, я начала практиковать. Друзья, которым я уже составляла карты, рекомендовали меня своим друзьям – вот и первые клиенты. Первые сложности, с которыми я столкнулась, разумеется, были денежные. В престижной компании ты получаешь зарплату строго в срок, она полностью покрывает твои нужды, и, по сути, о деньгах ты не думаешь. Твоя задача – вовремя приходить, выполнять задачи и не думать о финансах. Когда ты работаешь на себя, только от тебя зависит, сколько ты получишь. Ты и только ты ответственен за то, что у тебя сегодня будет на обед. На тот момент я привыкла жить на «широкую ногу», а теперь мой доход уменьшился. Но даже при невозможности жить так, как прежде, я ощутила себя куда более счастливой и свободной.
Сегодня я успешный практикующий астролог с бэкраундом в банковской сфере, работе в жесткой госорганизации и дипломом экономиста. И даже несмотря на то, что мой доход никогда не бывает равномерным и постоянным, я нашла себя.
«Когда ты сидишь дома и получаешь ровно ту же сумму денег, у тебя есть возможность тратиться на большие покупки и делать какие-то долговременные вложения»
Анна Рыкова, медиабайер. Работала в офисе, на карантине перешла на работу из дома
— У меня в принципе изменилось восприятие времени и того, что в течение дня происходит. Основной плюс – возможность спать столько, сколько нужно, возможность просыпаться за 5 минут до начала рабочего дня, это все прекрасно. Но как выглядит день вообще? Когда ты работаешь в офисе и куда-то едешь, ты впихиваешь еще какие-то дополнительные дела по дороге туда и обратно. И все это связано с тем, что большинство офисов находятся где-то в центре, и ты мимоходом можешь запланировать встречу с друзьями, заглянуть в кафе и так далее. Сейчас, сидя на «удаленке», еще 10 раз подумаешь, тащиться тебе куда-то в центр или не стоит. Ну и конечно это в принципе влияет на то, что, когда ты куда-то перемещаешься, ты заходишь в магазинчик, что-то там изучаешь, придумываешь себе новые потребности, что-то покупаешь, а когда ты сидишь дома на диване, ты имеешь возможность взвесить – а точно ли тебе это нужно? Никаких спонтанных покупок, никакой импульсивности.
Самый большой вопрос, который встал передо мной после ухода из офиса, – распределение финансов. Работая в офисе, ты тратишь немало средств на транспорт, на восстановление своего ментального здоровья – например, ходишь на массаж. Когда ты сидишь дома и получаешь ровно ту же сумму денег, у тебя есть возможность тратиться на большие покупки и делать какие-то долговременные вложения.
Если бы не было «удаленки», не знаю, как бы я справилась с ремонтом. Раньше таких больших свободных сумм у меня просто не было. И еще один нюанс – отношения с транспортом. Был такой момент, когда месяца три я вообще не была в метро. И когда после этого перерыва спустилась туда в первый раз, то поняла, что забыла, как им пользоваться. Сначала не смогла найти свою карту «Тройка», потом не разобралась, как найти пересадку, затем проехала мимо своей станции... И, в общем, это все привело к тому, что я, человек, который прежде экономил на каждой мелочи, больше не может отказаться от комфорта. Я даже не могу заставить себя заказать такси «эконом», потому что у меня в голове произошло какое-то отрицание этой транспортной системы. Я с удовольствием пользуюсь малолюдными трамвайчиками. Готова тратить даже больше времени на дорогу, если это удобней.
Я думаю, что все мы столкнулись с иллюзией контроля. Когда я работала в офисе, то полностью контролировала ритм выполнения задач. Поэтому спокойно могла сбежать на маникюр, заняться личными делами, сидя за офисным монитором, и так далее. Когда мы все перешли на «удаленку», руководство утратило иллюзию контроля, поэтому стало требовать от нас, чтобы мы заполняли 144 таблички о том, что делаем в каждую секунду. Это мешает рабочему процессу и совершенно не отражает реальный ритм работы сотрудника – я бы на месте работодателей в принципе от такой политики отказалась.
«Сегодня я чувствую себя максимально реализованным. Мне нравится ощущение контроля не только над своим временем, но и над своим доходом»
Алексей Петров, финансовый аналитик, работал в компании и стал ИП
— Я несколько лет проработал в одной из топовых компаний в своей сфере. Туда надо было являться в костюме, ровно к 9:30, соблюдать все корпоративные правила. На тот момент я считал, что здесь и буду делать свою карьеру, расти от рядового сотрудника до топа, поэтапно и со временем.
Время шло. Рост тоже, но он не приносил мне удовлетворения. Я понимал, что изо дня в день ничего не будет меняться: дорога до работы по московским пробкам, этот строгий темный костюм, постоянные отчеты. Как бы меня ни повышали, это не влияет на тот образ жизни, который я веду. Да, тебе платят больше, твои полномочия становятся шире, но при этом будь добр – появляйся в 9:30 в костюме, уезжай домой в одно и тоже время. Задачи будут те же – ну, разве что более масштабные. Никаких перемен, никакой новизны.
Мысль о том, чтобы уйти работать из дома, постепенно зрела в моей голове. В моей парадигме идеи работы на себя не существовало. Я всегда считал, что у меня нет деловой жилки, я типичный наемный сотрудник, который умеет выполнять поставленные перед ним задачи наилучшим образом, но не ставить их перед собой самостоятельно.
И вот, когда я окончательно заколебался работать в офисе, то ушел на фриланс. Стал подрядным исполнителем в нескольких финансовых организациях. По сути, остался наемным сотрудником, но устроил себе свободный график.
Постепенно так само собой стало происходить, что в процессе поиска новых заказов я начал распределять свою рабочую нагрузку по коллегам. Заказов становилось слишком много, и я научился что-то делегировать другим, передавать задания тем специалистам, в которых уверен. Спустя год наемная работа на «удаленке» сама собой превратилась в бизнес.
Оказалось, что мои мысли о «деловой жилке» были не более, чем стереотипом: если ты знаешь дело, хорошо разбираешься в сфере, умеешь взаимодействовать с людьми и договариваться – можно работать и на себя. Для этого не надо обладать каким-то особым даром: достаточно просто уметь хорошо делать свою работу. А репутация – это лучшая реклама, особенно в такой консервативной сфере, как финансовая.
Сегодня я чувствую себя максимально реализованным. Мне нравится ощущение контроля не только над своим временем, но и над своим доходом. Да, во время разгара пандемии вся наша сфера изрядно пострадала и работы не было ни у кого. Но ведь и офисных сотрудников отправляли на неоплачиваемый отпуск. Но это уже позади.
И относительно ведения бизнеса у меня появились свои выводы. Многие считают, что успешные бизнесмены должны обладать лидерскими качествами, отстаивать свою позицию, уметь надавить и так далее. Я понял другое: чтобы делать бизнес, надо уметь договариваться и быть открытым человеком. Если ты способен к сотрудничеству, гибок, понимаешь нужды других людей – у тебя все будет складываться. Если ты пытаешься воевать со всем миром – точно нет. Таковы реалии: можно управлять группой специалистов на уровне взаимовыгодного интереса, а не авторитета. Я считаю, что это самый правильный путь.
А еще у меня пропал финансовый потолок – теперь сумма, которая появится на моем счету, будет зависеть только от меня. Конечно, традиционно крупные заказы все еще доверяют топовым большим компаниям, а не индивидуальным предпринимателям. Я размышляю об открытии ООО. Но понимаю, что, как бы я ни вырос, мне не хочется из любимого дела снова создавать офисную рутину. И не хочется создавать ее для коллег, с которыми я работаю. Мне не нравится идея иерархии, я считаю, что правила подобного плана – излишние, если ты окружен знающими свое дело профессионалами.
Однажды я встретил на одном заседании своих бывших коллег. Они увидели меня впервые с отросшей бородой и волосами, в простой футболке и кедах. Сказали, что я выгляжу так, как будто вчера вернулся с серфинга на Бали. А я всего лишь вышел из дома. Забавно.
«До сих пор, выходя куда-то по своим делам в «рабочее» время, чувствую себя школьницей, прогуливающей уроки»
Юля Тарасенко, редактор, журналист, контент-менеджер, колумнист Psychologies.ru, порядка 12 лет работала в офисе.
— Мне кажется, когда мы говорим о переходе на «удаленку», важно учитывать три момента. Первый – как ни банально, все люди разные: мне, например, совсем не сложно себя организовать, взять на себя именно то количество задач, которое я потяну, и сделать все в срок, но многие мои друзья жалуются, что им не хватает навыков самоорганизации, а потому работать из дома сложно. И это нормально. Еще многие жалуются на дефицит общения (могу сказать, что и сама иногда от этого страдаю).
Второй момент – о какой работе мы вообще говорим. Бывают задачи и проекты, требующие командной работы, возможности проговорить что-то «голосом», глядя друг другу в глаза, а общение в Zoom – это, кстати, уже подтверждено научными исследованиями – отнимает много энергии и сил. Наконец, многие мои знакомые руководители жалуются, что на «удаленке» их подчиненные вообще перестали работать, и в «офисные» времена вся команда показывала гораздо лучшие результаты. Думаю, это вопрос все той же самоорганизации плюс личной ответственности.
К тому же предлагаю не путать фриланс с работой на «удаленке»: во втором случае, как правило, никто не отменяет строгие рабочие часы, хотя, конечно, не приходится тратить время на дорогу. Еще в обоих случаях велика вероятность, что работа просто «поглотит» тебя (многие вокруг говорят, что во время карантина стали работать гораздо больше), так что мне кажется важным устанавливать для себя – и для окружающих – довольно жесткие рамки. Хотя, увы, это не всегда возможно.
Сама я работаю из дома последние два года (хотя и раньше были затяжные периоды фриланса) и сейчас уже созрела для того, чтобы раз-два в неделю выбираться посмотреть на «живых людей» и обсудить с ними рабочие задачи. И, признаюсь честно, до сих пор, выходя куда-то по своим делам в «рабочее» время, чувствую себя школьницей, прогуливающей уроки.
Вместо выводов
Конечно, мой текст получился довольно однобоким. Многие не согласятся с тем, что работа на себя, на фрилансе или на «удаленке», лучше офиса. Ведь офис дает ощущение стабильности, к тому же это традиционный вид социализации. Многие любят приходить на работу, где ты окружен приятелями, с которыми можно просто поболтать.
К тому же офис все еще дает возможность подняться на «социальном лифте». Во многих сферах работа внутри компании считается престижней, а рабочие задания – более значительными.
Однако если уж к чему-то нам всем придется привыкать, почему бы и не записать для себя список очевидных плюсов?
Автор: Дарья Азовская