❗ В конце статьи - два видео о педагогике будущего ❗
🕜 Пять минут до конца пары. Преподавательница Аля провела информативный, четкий урок. Она смотрит на часы и говорит: "Есть ли у кого вопросы? Нет? Тогда к следующей паре прочитайте статью Х и подготовьте ответы на вопросы. Всё понятно? Молодцы!" Студенты расходятся, и несмотря на хорошее занятие преподавательница Аля чувствует, что что-то она упустила.
🕜 Пять минут до конца пары в другом крыле университета. Преподавательница Берта знает, что осталось немного времени, но внимательно слушает студентку, которая рассказывает: "...поэтому идею Х, о которой вы говорили, можно будет применить в разработке этой игры..." Берта дает студентке договорит и сама продолжает: "Давайте теперь с вами вместе подведем итоги... Я ничего не упустила? Да, Мария?.." Берта обещает прислать домашку с объяснениями и отпускает довольных студентов. Она чувствует себя прекрасно.
Обе преподавательницы готовились прилежно и хорошо провели занятие. Но Аля была в дидактическом классе, а Берта - в рефлексивном.
Торжественно клянусь, что замышляю статью с субъективным мнением и ничего более. Люмос 💥
<Читайте также "Онлайн-образование будущего: что такое вовлеченность и как с ней работать на занятиях">
Педагогика бывает разная...
Пытаясь понять концептуальность elearning, я как-то натолкнулась на вот такую статью, а потом ещё вот на эту. В обеих статьях авторы топили они за изменение отношения в обучению, а потому уже его цифровизацию. Потому что без первого шага второй бесполезен.
В статьях различали два типа педагогики - дидактическую, известную каждому выпускнику педфака и филфака, и рефлексивную.
Дидактическая педагогика. Класс традиционного типа: "Где рука? Подняли руку!"
Давайте начнём с того, к чему мы привыкли.
Помните эти длинные ряды парт и лицезрение профилей и затылков одноклассников или одногруппников? Так выглядит дидактический класс в физическом воплощении.
У меня всегда возникало впечатление, что я в какой-то антиутопии милитаристского типа: учитель готовит нас к бою в реальном мире, а мы - зеленые наивные солдаты. "Джонни, они сзади!"
У дидактического класса есть четыре ярких признака:
1. Монологичность. Весь контроль в классе - на преподаватель_нице. Он_а определяет, кто когда говорит, что говорит, что допустимо, а что нет. Он_а выстраивает атмосферу в классе и организует всё. Даже если идет диалог между учеником и учителем, все прекрасно осознают иерархию и границы. Есть ли в такой атмосфере возможность для развития критического мышления и гибкости? Оставим вопрос открытым...
2. Фокус на знании, а не познании. Наверное, это одна из самых критикуемых сторон дидактики. В традиционном классе учитель_ница занят_а тем, чтобы "вбить знания" в головы учащихся. Более научно - он_а занимается долгосрочной памятью учеников. Нельзя отрицать, что это важно, но должно ли это быть в центре обучения?
Лично для себя я решила, что с долгосрочным запоминанием студенты разбираются сами. Я даю материалы для изучения, они изучают самостоятельно, никто на занятии не проверяет "а то значит термин Х?" НО! Если студент_ка пренебрежет этой частью, то работать над творческой задачей в классе, он_а не будет способ_на - не хватит знаний. Хитро? Элементарно!
3. Одиночество учащегося. Последствие первых двух пунктов: учитель_ница проверяет знания одного конкретного студента/студентки. Как правило, это очень стрессовый процесс - выступление "на сцене" без поддержки. А ещё подумайте, какие представления о мире это формирует.
The focus is on the individual learner because long term memory is singularly individual. © Bill Cope
4. Ориентация на воспроизведения знания. Обращаясь исключительно к долгосрочной памяти, мы фокусируемся на конкретных эпистемологических процессах по воспроизведению знания. То есть мы упираемся в факты и их заучивание. Давайте честно: знание столиц мира помогает только выпендриваться на вечерниках и первых свиданиях. А вот умение построить между ними кратчайший маршрут, основываясь на знаниях, - вот это уже более интересный результат 45-минутного урока.
Рефлексивная педагогика. Класс новой эпохи: "Как вы думаете? Представьте, чтобы мы могли сделать в ситуации...?"
Рефлексивная педагогика - это о коммуникации всего со всем: учащихся и учитель_ницы друг с другом, с идеями, с объектами познания и пр. Если не уходить в философские термины глубоко, рефлексивная педагогика фокусируется на выработке познания и на взаимодействии субъектов (то есть учащихся и преподаватель_ницы).
В рефлексивной педагогике тоже можно выделить четыре признака:
1. Активная позиция учащегося. Формирование диалогичной / полилогичной среды возможно тогда, когда преподаватели вовлекают учеников в совместное решение вопросов обучения. "Так, как думаете, в следующий раз обсудим...? Или может быть, лучше посмотрим...?" "Что думаете об этой ситуации? Вы бы также поступили?" В начале курса можно выбирать вместе интересные темы и отдавать офф-топы для подготовки тем, кто заинтересовался. Не раздавать, а именно предлагать и быть готовыми услышать критику или другие предложения.
Можно и нужно отдать учащимся часть ответственности за свое обучение, но не через посвистывание хлыста или обещание пряников. Отнеситесь к ним как равным, покажите, что они действительно могут что-то решать.
Благодаря технологиям, включить учащихся стало легче. Общие рабочие пространства онлайн, доски и интеллект-карты для решения каких-то вопросов, опросы для сбора мнений - в руках преподаватель_ницы большой инструментарий.
2. Фокус на процессе познания. Здесь преподаватель_ница уходит на позиции фасилитатора, инструктора, тьютора. Он_а проводит учащихся к познанию через вопросы и задания. Активное формирование знания работает эффективнее списка готовых ответов с заданием "выучите".
Вы можете дать типичные случаи и исключения и попросить студентов поискать логику изменений. Вы можете предложить кейс и через вопросы привести учащихся к решению. Или вы можете поставить цель и отойти в тень. Поверьте, студенты умные, они смогут достичь её самостоятельно, если вы дали им инструменты и навыки.
Этот пункт созвучен концепции эврестического обучения, когда учащиеся заняты непрерывным открытием нового. Познакомьтесь, прикольная штука, а главное - работает.
3. Социальный характер (по)знания. В рефлексивном классе создается активное коллаборативное знание, в котором участвуют все. Нет ожидания, что кто-то один выскажет единственно правильную мысль, а другие могут промолчать. Обсуждения, критическое рассмотрение, креативное применение известного - всё это бурлит и кипит, и в результате порождает уникальные для каждой группы учащихся выводы.
Иногда на занятиях кто-то из студентов затыкался, потому что не мог_ла дальше развить мысль. Тогда другие начинали помогать - именно помогать, разговаривая с этим первым студентом, а не стремясь ответить мне как преподавательнице. Казалось, будто они помогают подтолкнуть заглохшую машину. Воодушевляющее зрелище. Так студенты лучше понимали тему, так как активно и вместе вырабатывали решения задач по ней.
4. Не только факты. Рефлексивная педагогика любит поговорить о том, что ещё не открыто и что только ожидает нас в будущем. Хотите воспитать адекватных футурологов и визионеров, дайте учащимся свободу предполагать и рассуждать. Факты в обучении нужны только как кирпичи, но если не строить из ничего, то они останутся непонятной грудой материала, не применимого в жизни.
Причём тут цифровизация обучения?
Всё просто: дидактический класс не будет работать в цифровом виде. Совсем. Вся суть цифрового мира - в полилогичности, накоплении общего знания и работе в деятельности, а не в зубрежке и ответам по команде.
Поэтому перевод в цифровой вид становится своеобразной проверкой на актуальность подхода к обучению. Это причина, почему многим профессионалам старой закалки дистанционное преподавание не зашло - у них взаимная непереносимость.
Какой вывод? Да собственно, никакого. Как говорится, время покажет, выживет ли дидакт, что станет с рефлексивным классом и как изменится - уже изменяется - обучение.
А мы с вами в первых рядах или на сцене. Несите попкорн и учите роли, будет весело и ново.
------------------------------------------------------------------------------------------------
🧧 Бонус для дочитавших: видео о концептуальных изменениях в преподавании 🧧
Короткое интервью с Биллом Коупом (Bill Cope), который рассказывает о разнице между дидактическим и рефлексивным классами:
Ролик-изложение нового взгляда на систему образования от педагога новой волны Кена Робинсона. Must see, чтобы встряхнуться и освежить понимание того, как же сейчас учатся и познают:
-------------------------------------------------------------------------------------------------Каждый раз друзья спрашивают "А можно покороче?" Но я не утаю ни грамма информации от своих читателей. Подписывайтесь на канал "Преподавай Онлайн" и оставайтесь на волне elearning