Для чего нужен термостат?
Двигатель любого транспортного средства – весьма сложный механизм. И для максимально полной отдачи придуманы различные системы, которые с годами совершенствуются и усложняются. Например, система охлаждения призвана поддерживать оптимальный температурный режим, при котором происходит полное сгорание топливной смеси, а износ минимален. Даже есть такой термин – термоменеджмент. Ибо данная система должна не только не давать мотору перегреваться, но и следить за тем, чтобы он и быстрее прогревался, и оперативно реагировал на изменяющуюся нагрузку. Один из важнейших элементов системы охлаждения – термостат:
По сути своей это механическое устройство, принцип работы которого основан на тепловом расширении. И вот этот узел за многие годы практически не менялся (конструктивно). Но современное моторостроение тяготеет к даунсайзингу, то есть уменьшению рабочего объёма мотора, что влечёт за собой необходимость их форсирования. Одно из обязательных условий повышения КПД – увеличение рабочей температуры. Частично это реализовано за счёт того, что в замкнутой системе под давлением, со специальной жидкостью (а антифриз имеет более высокую температуру закипания, чем простая вода), можно выйти на стабильные 105°/108°. Но как предохранить двигатель от закипания, если он работает всё время на грани? И тут выходят на сцену…
Электронно-управляемый термостат. Что за зверь?
На самом деле это самый обычный термостат. По- прежнему его открытие и закрытие обеспечивается тепловым расширением. А то, что многие принимают за датчик, — на самом деле дополнительный контур подогрева. Как это работает? Попробую объяснить «на пальцах». Допустим, машина едет с одним водителем с одной скоростью по ровной дороге. При определённом положении педали развиваются определённые обороты. Термостат открывается на 105°, что обеспечивает надёжную работу мотора (при прочих исправных элементах системы охлаждения) с максимальной отдачей. Если загрузить машину или дорога вдруг пойдёт в гору, при том же положении педали обороты уменьшатся. ЭБУ (электронный блок правления) поймёт, что появилась дополнительная нагрузка, и оперативно подаст напряжение на нагревательный элемент термостата, а он начнётся открываться раньше, чем реально повысится температура антифриза! То есть эта система работает на опережение и потому эффективна. Пока исправна.
Какие неисправности у «электронного» термостата?
Да практически те же, что и у обычного. Его может заклинить в закрытом, открытом или частично открытом положении. Виной тому как возрастные изменения, так и реакция на некачественную охлаждающую жидкость. Но к этому могут добавиться неисправности электрического контура. Самое простое и распространённое – обрыв цепи, в результате чего термостат не может реагировать на нагрузку, что приводит к частым перегревам.
Как заменить термостат?
И тут особых отличий от работы с классическими термостатами нет. Но рассмотрим эту процедуру на примере Opel Mokka:
С одним из самых распространённых на машинах GM мотором 1.8 (A18XER):
Владелец данного автомобиля жаловался на постоянный перегрев, и компьютерная диагностика выявила неисправность именно электронной части. Для замены термостата необходимо слить антифриз. А значит, надо определиться, идёт речь о замене или же стоит заливать обратно слитый антифриз. На помощь приходит специальный прибор:
Если температура замерзания в допуске, на охлаждающей жидкости можно и сэкономить. Но мой совет – всегда заливайте свежую.
— Слить антифриз. Для этого в радиаторе имеется специальный кран. Но, чтобы добраться к нему, необходимо снять защиту:
Вот и кран:
Термостат расположен в торце головки блока:
Безусловно, найдутся умельцы, которые заменят его, не трогая ничего «лишнего». Но что ими движет, лень или профессионализм, не рискну определять. На мой взгляд – желание оптимально обеспечить свободное пространство для работы. А посему надо начать со снятия расширительного бачка. Однако, чтобы добраться до болтов его крепления, необходимо снять пластиковую накладку:
— открутить болты крепления расширительного бачка:
Термостат виден, но всё ещё малодоступен.
— снять разъёмы с датчиков:
— снять хомут с патрубка на радиатор:
— открутить четыре болта крепления термостата:
— извлечь старый термостат:
-очистить привалочную поверхность корпуса термостата. Внимательно осмотреть корпус термостата. Не должно быть трещин или искривления:
Так как даже неправильная работа термостата может привести к дорогостоящему ремонту, рекомендую в к выбору нового подойти ответственно, и не экономить.
В нашем случае это 55564891, и его аналог от Mahle (BEHR) — TM 41 105
Новый термостат уже имеет вклеенную прокладку:
— установить новый термостат на место, наживить болты руками, а затянуть динамометрическим ключом:
Дело в том, что болты, которые крепят термостат, вкручиваются во втулки, впаянные в пластиковый корпус. И чрезмерное усилие может легко повредить это крепление. Тогда выход один – замена корпуса термостата.
— произвести сборку в обратной последовательности;
— залить новый антифриз:
— запустить и прогреть мотор;
— убедиться, что в системе охлаждения отсутствуют воздушные пробки;
— удалить ошибки в системе охлаждения. И ваш OPEL снова здоров!
Полная версия инструкция в первоисточнике, на сайте ЕвроАвто.
Яков Финогенов
Технический специалист ЕвроАвто