Примерно месяц назад ко мне на тест попала новинка ー электросамокат Kick Scooter Delta Pro от iconBIT. Признаюсь, в первый момент, он произвел на меня неоднозначное впечатления. Довольно простой электросамокат, с, казалось бы, ничем не примечательными характеристиками. На фоне других самокатов того же класса, он выделялся, разве что, несколько меньшей ценой. В общем, тогда мне показалось, что рассказывать тут особо не о чем. Однако, ребята, предложившие эту модель, попросили не спешить с выводами. "Попробуй, покатайся вдоволь и, если увидишь эту модель интересной, объективно расскажешь о ней в обзоре, а самокат оставишь себе в подарок" ー говорили они. Такой предложение заинтересовало меня. И дело тут не столько в подарке, хотя это очень приятно, сколько в их уверенности, что этот самокат меня обязательно заинтересует. Давайте посмотрим, что из этого получилось?
Начну с того, что Kick Scooter Delta Pro пришел на смену модели Kick Scooter Delta, особенностью которой были колеса разного размера. Впереди у него стоит 8" колесо, а сзади 6" мотор-колесо. Не знаю, удобно это или нет? Знаю лишь, что на 6" колесах можно кататься только по ровному асфальту. По тротуарной плитке, которой постепенно покрывается Москва, ездить одно мучение. Дрожь в руках такая, что ладони начинают чесаться.
В новом Kick Scooter Delta Pro установлены два 8" колеса с цельнорезиновыми покрышками, позволяющими комфортно ездить по плитке даже без дополнительных амортизаторов, а также более мощный аккумулятор на 5.2Ач. При этом в рознице он всего на тысячу рублей дороже модели Kick Scooter Delta и стоит чуть дороже 15000 рублей. Кстати, это один из самых недорогих и честных самокатов в данном сегменте. О честности я расскажу чуть позже, а пока поговорим о конструкции.
Очень легкий...
Больше всего в современном электротранспорте мне не нравится большой вес. Все мы хотим иметь самокат с большим запасом хода, забывая про то, что это напрямую влияет на вес самоката. В общем, можно было бы и не думать об этом, ー все же я катаюсь на самокате, а не он на мне. Тем не менее, иногда приходиться затаскивать самокат в подъезд, перевозить его в общественном транспорте, спускаться в подземный переход и просто тащить его в руках в общественных местах, где нельзя катить самокат на колесах. И вот тут тяжелый самокат становится серьезной проблемой.
Какой вес можно считать комфортным? На мой взгляд, уже 13 килограмм делают самокат не очень удобным для повседневного использования. Особенно если взять модели с передним мотор-колесом и батареей в рулевой стойке. Такой самокат придется двумя руками затаскивать на бордюр.
Уникальность Kick Scooter Delta Pro заключается в том, что несмотря на большие резиновые колеса, емкую батарею и мотор-колесо, мощностью 350 Вт, он весит всего 11 кг и, благодаря отлично сбалансированной конструкции, таскать его можно одной рукой, не испытывая дискомфорт ни на улице, ни в транспорте, ни в общественных местах.
Шасси и рулевая стойка выполнены из сплава алюминия, что при относительно малом весе, позволяет добиться очень высокой прочности и надежности. Дека, действительно, довольно узкая (13 см), но длинная. Рабочая длина порядка 45 см, что позволяет ставить ноги так, как мне нравится. Внутри деки установлена батарея и основной контроллер. Крышка отсека герметична и исключает попадания влаги даже если придется ехать в дождь.
Рулевая стойка высокая (110 см), но, несмотря на мой невысокий рост 168 см, я не испытываю никаких неудобств. В конструкции руля предусмотрены съемные ручки с резиновыми грипсами. Это удобно как с точки зрения зимнего хранения, так и перевозки в транспорте.
На руле установлен миниатюрный бортовой компьютер с интегрированным “курком” газа, и отдельный “курок” электронного тормоза. Оба курка отличаются плавным ходом, позволяя легко удерживать выбранный скоростной режим и исключить резкое торможение. Другого навесного оборудование на руле нет, но его длина (45 см) позволяет установить звонок, держатель для мобильного телефона или другое дополнительное оборудование.
Колеса очень интересные. Покрышки тут не полностью резиновые. Похоже тут какая-то комбинированная история, благодаря чему колеса, с одной стороны, довольно прочные, а с другой умеренно мягкие. Конечно, они не настолько хорошо подавляют вибрацию, как надувные колеса или продвинутые амортизаторы, но для столь легкой и простой конструкции, такие колеса стали настоящей находкой, позволив нормально ездить по плитке, что для городского использования крайне важно.
Заднее мотор-колесо на 10 мм шире переднего. Как уже было отмечено выше, оно имеет мощность 350 Вт, что позволяет легко перевозить человека, весом до 100 кг на скорости до 20 км/ч. Мотор-колесо герметично и не боится прогулок под дождем.
Крыло на заднем колесе выполняет функцию ножного тормоза и оборудовано габаритным фонарем, увеличивающим яркость во время торможения. Кстати, для безопасного движения, самокат оборудован световыми отражателями на передней и задней вилках.
Замечу, что сбалансированная толщина колес в сочетании с низким центром тяжести и задним приводом делают самокат очень устойчивым. Вы можете на скорости входить в повороты, не переживая за то, что самокат выскользнет из под вас, а при резком торможении вам не придется менять свой центр тяжести, чтобы вас не выбросило вперёд. Кроме этого, на таком самокате можно легко “запрыгивать” на небольшие бордюры, где очень помогает 8-ми сантиметровый дорожный просвет.
Еще одна интересная особенность конструкции заключается в нескольких вариантах сложения. Для удобства переноски предусмотрено стандартное сложение с помощью педали в передней части шасси. Кстати, обратите внимание, проводка спрятана внутрь шасси. Так, что можно не бояться порвать или перетереть ее.
Процесс сложения занимает всего пару секунд. Просто нажимаем педаль и опускаем руль до щелчка. Тут, очень кстати оказалась тонкая рулевая стойка, выполняющая функцию удобной ручки для переноса.
Дополнительно имеется вариант неполного сложения, когда рулевая стойка опускается не до конца. Самокат ставится на основание и вы имеете возможность придерживать его за руль, не нагибаясь. Это удобное положение для перевозки самоката в транспорте.
Если же нужно просто временно поставить самокат, то всегда можно воспользоваться штатной подножкой.
Несмотря на хорошо продуманную и сбалансированную конструкцию Kick Scooter Delta Pro, не могу не сказать про один недостаток, а именно про скрип в месте крепления рулевой стойки к вилке переднего колеса. Он проявляется в те моменты, когда во время езды, самопроизвольно, качаешь руль вперед и назад. Кроме шума это не вызывает никакого дискомфорта и не влияет на безопасность езды. Так что с этим нужно просто смириться.
Бортовой компьютер...
Бортовой компьютер предельно прост в использовании. На LCD экране, который хорошо видно даже при ярком солнечном свете, отображается информация о заряде батареи, скоростном режиме, текущей дистанции, общем пробеге, времени поездки и напряжение батареи. Кстати, напряжение отображается для одной ячейки в милливольтах. Напряжение при 100% заряде составляет порядка 4200 мВ. Напряжение разряженной батареи составляет чуть меньше 3300 мВ.
В ночное время очень помогает яркая белая подсветка экрана.
Управление самокатом предельно простое. Всего три кнопки. Центральная кнопка отвечает за включение/выключение самоката, верхняя и нижняя кнопки позволяют выбрать скоростной режим.
Замечу, что значение бортового компьютера, примерно на 23% выше, значений, полученных на GPS. Это связано, возможно, с неправильной настройкой контроллера под используемый диаметр колес, а может быть еще с чем-нибудь.
Скорость…
В Kick Scooter Delta Pro предусмотрено три скоростных режима. Первый, самый экономичный режим, позволяет кататься на скорости до 15 км/ч по прямой. Второй скоростной режим позволяет кататься на скорости до 20 км/ч. На третьем скоростном режиме можно рассчитывать на 25 км/ч и больше. Замечу, что скоростные характеристики зависят от веса человека и ландшафта. Значения выше приведены для моего веса 83 кг и езды по прямой. На спусках скорость будет выше. Например, на третьей скорости, самокат легко разгоняется до 30 км/ч.
Выбор скоростного режима зависит от задач. Если я никуда не спешу и хочу максимально увеличить запас хода, то выбираю неспешный, но очень комфортный первый скоростной режим. Если же мне нужно побыстрее доехать, то легко переключаюсь на второй или даже на третий скоростной режим, но не злоупотребляю этим.
Тормоза...
В Kick Scooter Delta Pro используется электронный и ножной тормоз. Электронный тормоз довольно плавный и не резкий. Из-за этого тормозной путь может достигать 10 метров и на максимальной скорости требует комбинации с ножным тормозом, который позволяет практически мгновенно остановить самокат.
При использовании электронного тормоза включается режим рекуперации или возврата части энергии в батарею. Но не стоит думать, что это позволит серьезно подзарядить батарею.
Запас хода…
Это одна из самых интересных характеристик. Большинство продавцов не стесняясь, завышают ее в разы. В результате, самокат с 350-ти ваттным колесом и батареей на 6 Ач у них может уехать на 30, а то и на 60 км. На самом деле такого не бывает. Запас хода у бюджетных самокатов ограничивается 20 км, а чаще даже меньше. Определяющими факторами здесь являются вес человека, скоростной режим, ландшафт и даже манера и условия езды. В этом смысле iconBIT, как производитель, поступает максимально честно не заявляя запас хода и ограничиваясь только емкостью батареи.
Для оценки запаса хода самоката Kick Scooter DELTA PRO, я выбрал ближайший парк с ландшафтом, имитирующим реальную городскую среду. Он включает как, относительно ровные участки, так и довольно длинные участки с уклоном до 4°. Для компенсации спусков и подъемов, время от времени я менял направление движения.
Тест проходил непрерывно. Курок акселератора выжимался до упора. Для торможения использовался электронный тормоз. Мой вес 83 кг. Температура на улице 22 градуса. Мигающий индикатор заряда батареи означал окончание теста. Замечу, что на оставшемся заряде можно было проехать еще до 1 км, но я не рекомендую этого делать. Никогда не разряжайте аккумулятор в ноль! Это продлит ему жизнь!
Сразу скажу, что бортовой компьютер показывает завышенные значения дистанции (примерно на 23%). Его значения я также использую, но в качестве реальных результатов буду использовать показания GPS (приложение Геотрекер).
Итак, самый интересный результат я получил на первой скорости, где запас хода составил почти более 14 км по GPS или около 20 км по бортовому компьютеру.
На второй скорости удалось проехать почти 13 км по GPS или 17 км по бортовому компьютеру с максимальной скоростью 22 км/ч и средней скоростью более 14 км/ч. Заметьте, это примерно на один километр меньше, чем на первой скорости, но при этом самокат ведет себя более резво.
Здесь я отметил следующую особенность. Когда напряжение батареи опускается ниже 33 В, самокат, с целью защиты батареи, автоматически переключается на первую скорость. В моем случае это произошло на 16.5 км по бортовому компьютеру.
И, наконец, на третьем скоростном режиме мне удалось проехать больше 11 км по GPS или чуть больше 15 км по бортовому компьютеру.
Опять же, разница не велика, но ощущения тут совсем другие. Этот режим можно использовать во время прогулок на велодорожках, где нет большого скопления людей и хочется почувствовать скорость и мощь самоката при преодолении подъемов. По городу кататься на третьей скорости крайне не комфортно. Приходиться часто тормозить и заново набирать скорость, что приводит к чрезмерному расходу энергии и сокращению запаса хода.
Как увеличить запас хода?
Для того, чтобы увеличить запас хода, нужно соблюдать несколько простых правил.
Первое правило ー никогда не набирайте скорость рывком. Самокат все равно будет набирать скорость плавно, но выжав курок газа до максимума вы создаете резкий скачок потребления тока, что приводит к существенному разряду батареи. В такие моменты вы можете наблюдать подергивания самоката.
Второе правило ー отпускайте акселератор при торможении. Если этого не делать, то после того, как вы отпустите курок электронного тормоза, самокат начнет резкий набор скорости и это приведет к резкому потреблению тока (см. Первое правило).
Третье правило ー выжимай полностью акселератор только, когда это нужно. В остальное время катайся на умеренных скоростях.
Четвертое правило ー старайся обходить подъемы ногами. Если, например, при движении в горку на первом скоростном режиме, самокат снизил скорость ниже 10 км/ч, рекомендую пройти этот участок ногами. Любые подъемы очень сильно “жрут” батарею. Скриншоты ниже показывают то, насколько может отличаться запас хода на первом скоростном режиме на участках с максимальным уклоном до 1° и до 4°.
Более, чем на 2 км увеличивается запас хода на участке с минимальным уклоном.
Заключение…
Проехав на Kick Scooter DELTA PRO более двух с половиной сотен километров, я могу однозначно характеризовать его как простой, надежный и очень удобный электросамокат на каждый день. При разумном подходе к экономии энергии, он легко становится вашим помощником, позволяя намного быстрее преодолевать небольшие расстояния от дома до метро, до офис или до любимого магазина.
При этом он не создает проблем ни в общественном транспорте, ни в переходах, ни в общественных местах. Вы просто берете его одной рукой и несете или катите куда нужно.
Из недостатков я отметил лишь незначительный скрип в месте крепления рулевой стойки и вилки переднего колеса, отсутствие фары и звонка, что позволило бы безопасно кататься в темное время суток в потоке людей. Но, думаю, с этим можно что-то придумать. Кстати, в потоке людей самокат оказался очень маневренен, позволяя легко перемещаться даже на скорости пешеходов.
Заметьте, я не рассматриваю отсутствие амортизатора как недостаток. Его добавление увеличило бы вес и цену самоката. А вот использование цельнорезиновых колес, смягчающих неровности, можно смело записывать к плюсам этой модели.