Во всем мире, тут и там, в разное время года возникают лесные пожары. Это очень опасное явление даже для двадцать первого века с его технологиями и развитой транспортной системой. Что делать если где-то в глубине лесного массива ударила молния, сильный ветер начал раздувать очаг возгорания, а пожарные расчеты не могу подъехать в труднодоступный район? Конечно ждать авиацию!
И поняли об этом уже давно. Как только в нашей стране появился такой грузоподъемный самолет как Ил-76 конструкторы начали проектирование системы слива большого количества воды за небольшое время. Так, в 1989 году, была построена первая версия выливново авиационного прибора или сокращенно - "ВАП".
Все гениальное просто. Первые ВАПы изготавливались из стальных труб, которые применялись в строительстве магистральных газопроводов. Изделие простое и не хитрое. Брались трубы диаметром в 1.2 метра, укладывались параллельно и сваривались в одну большую конструкцию в которую входило до 32 тысяч литров воды!
Опробовали все это на тушении пожаров в Красноярском крае и тот час поняли насколько эффективно.
Но конструкторы на этом не остановились и успешно усовершенствовали конструкцию, которую до сих пор используют наши транспортники для сброса воды - "ВАП-2".
Принцип действия абсолютно идентичный первому аналогу, но вторая версия вмещает уже не 16 тысяч литров в каждую цистерну, а по 21!
На земле ВАП заправляется с помощью обычных пожарных рукавов и насосов. Скорость заправки около 30 минут, в зависимости от созданных условий на земле.
Для транспортировки устройства к самолету используют подкатную колесную систему, внутри крепят на цепи к стандартным точкам крепления в грузовом отсеке.
Вот так выглядит Ил-76 с ВАП на схеме.
Сам сброс и открытие запорных механизмов воды производится вручную двумя операторами, а дальше по желобам она устремляется вниз.
Как показывает практика, порой хватает одного захода Ил-76 для того чтобы затушить очаг возгорания, потому что площадь покрытия при разовом сливе всех баков составляет 400х100 метров при высоте полета около 100 метров.
Вот так появился один из лучших пожарных самолетов, не раз показавший свои преимущества по всему миру!