Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали глаза и оберегали свое целомудрие. Пусть не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны; пусть они прикрывают [головными] покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы... (сура №24 «Нур», аят 31)
Всякий сознательный мусульманин и мусульманка знают, что хиджаб — это религиозная обязанность женщины. Но к сожалению, многие мусульманки в условиях немусульманских стран, вроде России, не покрываются в силу определённых причин. Чаще всего, это происходит из-за давления со стороны родственников или проблем с ношением хиджаба/никаба на работе или в ВУЗе. Сам будучи мужчиной, я не берусь осуждать тех мусульманок, которые в силу разных факторов не выполняют свою религиозную обязанность. В то же время, важно понять первопричину негативного отношения к исламской женской одежде.
Так уж повелось, что человеческая цивилизация строится на концепциях. Концепция — это набор идей и постулатов, формирующих правила поведения в той или иной ситуации. Концепция любви, добра, зла, справедливости — все эти абстрактные понятия и формируют то, что называют словом «убеждение». А убеждение — это второе «я» любой личности. Именно убеждения отличают человека от животного, именно они формируют его жизненные ориентиры и реакцию на то или иное событие.
Только так уж повелось, что любая сложная идея ради удобства претерпевает внешнее упрощение. К примеру, сложная и многогранная концепция христианской веры постепенно сводится до понятия «Троицы». В свою очередь, это явление сводится до базовой смысловой единицы — символа. Символ христианства — крест, символ социалистических идей — серп и молот, символ мирного существования — голубь с оливковой ветвью в клюве.
Таким образом, символ вмещает и раскрывает в себе концепцию, яркой вспышкой освещая окружающих тем смыслом, что сокрыт за простой оболочкой. Очевидно, что хиджаб и, тем паче, никаб — это символ мусульманки. И вот тут начинаются вопросы.
ТРИ ПРОБЛЕМЫ ЧЁРНОГО ХИДЖАБА
Чёрное покрывало женщины исторически ассоциировалось с целомудрием и нравственностью. Но начиная с 19 столетия, этот символ преломился в глазах множества людей. Отныне чёрный хиджаб ассоциируется (в том числе, и у некоторых этнических мусульман) с чрезмерно радикальным, косным пониманием Ислама. Можно сколь угодно говорить про равнодушие к мнению других, но будем честными — пока мы живём в обществе, мы не сможем полностью закрыться от других людей. Чёрный хиджаб вызывает остро негативную реакцию со стороны родственников, коллег, сотрудников правопорядка и окружающих. А жить под постоянным прессом, согласитесь, не все смогут.
Второй аспект кроется в том, что Ислам — это пассионарная религия, хранящая утерянные многими консервативные ценности. Ислам не растворился до уровня элемента культуры, но живёт как актуальный образ жизни. Неудивительно, что многие немусульмане с большим интересом смотрят на Ислам как на перспективный выбор для себя и своих семей. Но омерзительное поведение многих людей, называющих себя мусульманами, равно как и фарисейская мелочность в соблюдении второстепенных вопросов религии отталкивает интересующихся от принятия Ислама. Для девушек таким триггером становится вид понурых барышень, закутанных в чёрный платок.
В-третьих, девушка, будучи человеком более творческим и чувственным, чем мужчина, желает выразить себя, в том числе — через одежду. Унификаторство по саудийскому стандарту же убивает в девушке этот порыв, рождая психологические комплексы.
РЕШЕНИЕ ЭТИХ ПРОБЛЕМ
Передают от Амра ибн Шуайба от его отца от его деда передаётся хадис следующего содержания: «Поистине, Аллах любит наблюдать следы Своей милости на Своём рабе!» (Тирмизи, «Книга этикета», №2819).
Хиджаб — религиозная обязанность каждой половозрелой мусульманки. Но никто не обязывает мусульманку носить именно чёрное покрывало. Белый, синий, красный хиджаб с различными узорами и орнаментами поможет решить все проблемы чёрного одеяния:
1. С одной стороны, яркий и красивый исламский дресс-код не вызывает столь негативных ассоциаций, как чёрные одежды;
2. С другой стороны, девушка выполняет свой религиозный долг. В то же время, очищается смысл хиджаба как предмета, возвеличивающего статус свободной и гордой Мусульманки. Такое восприятие верующих женщин является своеобразной формой исламского призыва, показывающего, что консервативные исламские нормы не только реализуемы, но и красивы;
3. Выполняется вышеназванный хадис и милость Аллаха проявляется на женщине. Сама же барышня, в свою очередь, играя с оттенками и вариантами одежды, проявляет себя и удовлетворяет свою нужду в самореализации.
В связи с этим, хотелось бы обратиться к мусульманкам: покупайте и носите разноцветные хиджабы с разными орнаментами и украшениями! Мужчины-мусульмане, не скупитесь на такие подарки для своих прекрасных половин, сестёр и матерей.
Женщины-мусульманки, помните, что вы — краса и нежность этой Уммы. Нося красивый хиджаб, вы подчёркиваете это дозволенным путём.
Владельцы магазинов исламской одежды, не поленитесь и попробуйте заказывать разные фасоны хиджабов. Наши сёстры, наши жёны, дочери и матери должны иметь выбор и не должны страдать от недостатка хорошей исламской одежды.