Красота через три дня становится столь же скучна, как и добродетель.
Бернард Шоу
Каждая эпоха вводит на пьедестал свою Венеру, соответствующую критериям времени и места. Богиня любви и красоты стала популярным персонажем и интенсивно используется в качестве эталона женственности и утончённости и по сей день.
Художники различных художественных течений стремились использовать этот образ в своих работах.
Не секрет, что одним из самых влиятельных образов, породившим череду работ с участием богини нежности и красоты, является работа Сандро Ботичелли «Рождение Венеры», написанная в 1486 году. Сюжет картины посвящён рождению неземного существа из пены морской, а сама богиня отображает представления о красоте и целомудрии второй половины пятнадцатого столетия. Её внешность не требует никаких дополнительных украшений. Длинные светлые локоны, здоровое крепкое тело, чистая кожа, тонкие черты лица и скромность – черты, которые считались наиболее востребованными в женском образе.
В 1510 году венецианский художник Джорджоне писал картину «Спящая Венера», но завершить её ему не позволила чума. Работу завершил его ученик, Тициан, который спустя почти тридцать лет по заказу герцога Урбинского Гвидобальдо II делла Ровере написал картину «Венера Урбинская».
За полвека каноны красоты кардинально перемениться не успели, а художники активно продолжали использовать в своём творчестве символизм. Растение в горшке на подоконнике – мирт - дерево, обозначающее домашнюю мирную обстановку и преданность, розы в руке – символ богини любви и плодородия, слуги говорят о достатке, белые перины намекают на чистоту, пёс у ног отображает верность и покорность, а поза, отдалённо напоминает Венеру Ботичелли – идеал женской красоты эпохи Возрождения. Однако теперь высоту лба не подчёркивают, ниспадающие локоны смягчают черты лица, а тело становится более округлым.
Спустя три века французский импрессионист Эдуард Мане написал одну из самых скандальных работ в истории искусства, отталкиваясь от образа Венеры Тициана. «Олимпия» отличается от идеализированного женского образа своей угловатостью и самоуверенностью. Перед зрителем лежит вовсе не скромная беззащитная девушка. Любовь обрела характер.
Новое искусство вернулось к сюжету рождения Венеры, чему свидетельствуют работы Уильяма Стотта, Ивана Айвазовского, Одилона Редона и др.
В 1926 году русский художник Михаил Кустодиев воссоздал Рождение богини любви в условиях русской культуры в картине "Русская Венера". Венера "из пены банной" отображает представление о красоте в традиционной русской культуре. Тут также ценится искренность, скромность и естественность, здоровое тело, однако в отличие от традиционной версии девушка обладат жизнерадостным характером, не прячет свою улыбку.
Пин-ап набрал популярность в американской культуре 30 годов 20 столетия, Джил Элвгрен пишет картину «Современная Венера», он создаёт её для календаря. Творчество уходит от символизма к массовым эстетическим предпочтениям. Женский образ подвергается трансформации, теряет религиозную и нравственную подоплёку, на первый план выходит сексуальность, в моде фигура «песочные часы» и чулки.
Своеобразное признание в любви своей музе Сальвадор Дали совершил, выполнив картину в стиле поп-арт. Она носила название «Дали, приподнимающий поверхность Средиземного моря, чтобы показать Гала рождение Венеры». Внешность богини не видна, однако идеалом женской красоты для художника становится Гала, в чём он признаётся в своей автобиографии. В своих работах в стиле поп-арт он пишет именно её спину и силуэт.
Итогом объединения высокого искусства и массовой культуры является работа Энди Уорхола «Сандро Боттичелли, Рождение Венеры, 1482», изображённая в стиле поп-арт. Венера в данном случае отображает трансформацию старого искусства, его перерождения. Традиции, принципы прошлого ценны, но чтобы они не утратили свою актуальность в наше время, требуется некоторая обработка.