Найти в Дзене
Лавка старины

Иконы на Руси: особенности процесса создания

В Древней Руси икона относилась к числу мистических предметов. Многие считали, что икона представляет собой частичку духовности в суетном мире. На иконах изображали некий символ, который соединял духовный и земной мир.

Икона Божией Матери «Взыскание погибших», Центральная часть России, 1898 г.
Икона Божией Матери «Взыскание погибших», Центральная часть России, 1898 г.

В качестве основы для икон использовались особые полотна, которые состояли преимущественно из таких древесных пород, как дуб, липа, кипарис или бук. Именно эти сорта древесины очень высоко ценились на Руси за то, что они не подвержены влиянию влаги. Поэтому такие иконы сохранялись достаточно хорошо.

Икона «Спас Вседержитель» с двунадесятыми праздниками и святыми, Россия, н. 19 в.
Икона «Спас Вседержитель» с двунадесятыми праздниками и святыми, Россия, н. 19 в.

Но не каждый мастер в Древней Руси брался писать иконы. Даже те, кто были высокой квалификации, не всегда справлялись с этой задачей. Для того, чтобы создать истинное произведение искусства, нужно было не только уметь хорошо рисовать, но и быть поистине верующим человеком.

Иконописец обязательно должен был выполнить ряд религиозных таинств:

  • соблюдать пост;
  • молиться;
  • исповедоваться;
  • причащаться к святым таинствам.
Икона «Святой Николай Чудотворец», Россия, Гуслицы, 2-я пол. 19 в.
Икона «Святой Николай Чудотворец», Россия, Гуслицы, 2-я пол. 19 в.

Процесс создания икон состоял из ряда последовательных этапов: подбор доски, которую затем покрывали грунтом, после этого наносили рисунок, а затем приступали к золочению. После этого мастер наносил эмульсию, краски. А сверху все покрывалось защитной олифой.

Четырехчастная икона Божией Матери, Россия, сер. 19 в.
Четырехчастная икона Божией Матери, Россия, сер. 19 в.

Перед тем, как приступить к росписи, иконы очень хорошо высушивали. На лицевой стороне деревянного полотна делалось особое углубление, а по краям оставляли тоненькие выступы. На деревянную поверхность, которую обработали специальным раствором, наклеивалась паволока. После чего на нее наносили левкас — особый тип грунтовки, которая состояла из мела и клея. И только после этого наносился рисунок, который выполняли с помощью угля или кисти.

Икона «Спас Нерукотворный», Россия, 2-я пол. 19 в.
Икона «Спас Нерукотворный», Россия, 2-я пол. 19 в.

Иногда для того, чтобы нанести рисунок, использовали прорись, которая представляла собой заранее подготовленный рисунок. Этот рисунок делали через кальку с помощью прокалывания контуров. После этого иконописцы золотили рисунок. Для этого использовали специальные листы сусального золота.

Благодарим, что прочли статью до конца!
Поддержите нас лайком, подпиской на канал «Лавка старины» и репостом в социальных сетях!
Мы будем стараться, чтобы наши публикации были вам интересны!